Православная культура или кухонный атеизм?
752,770 4,457
 

  еретик ( Слушатель )
01 фев 2009 12:21:20

Тред №83960

новая дискуссия Дискуссия  187

[quote author=Ellylldan


Пока что я лично вижу, что страна с преобладающей религией православием была пятой частью суши, а вот как только она его лишилась, так что-то стала земли и терять...  Спорить не буду - не в курсе. Но, видимо, государству зачем-то эта церковь нужна, если оно позволяет ему зарабатывать себе средства к существованию и, следовательно, к продвижению своих проектов. И они же не у вас из кармана деньги берут, не так ли? Это к вопросу о вас, как налогоплательщике.

[/quote]
Что касается религии и территории - то сейчас уже не осталось дикарей готовых променять свою землю на слово Божие, так что прирастать землями за счет миссионерства не получится.
Православная РИ проиграла и Русско-японскую и ПМВ, а атеистический СССР не только оправился от поражений понесенных РИ, но и выиграл 2МВ и войну с Японией. Так что связь влияния православия и силы государства ИМХО не прослеживается, точнее не такая как Вы ее хотите представить. Именно сильное государство, поддерживая православие, позволяло ему господствовать в обществе. Как только государственную поддержку убрали - православие закачалось, еще до репрессий и гонений. Как только посещение обедни перестало вменяться в обязанность солдат на фронте(1МВ), так количество причащающихся сократилось на порядок. И это в воюющей армии.
Именно по этой причине РПЦ МП так настойчиво добивается государственных преференций для себя и ограничения деятельности конкурентов. Будучи неспособной привлечь людей в храмы РПЦ пытается (часто успешно) пролезть в систему образования, здравоохранения, армию и МВД. От того насколько прочно РПЦ МП удастся закрепиться в этих областях, зависит выживание РПЦ. Заметьте, именно РПЦ, а не образования, здравоохранения, армии и т.п.
Что касается позиции государства, то у меня сложилось впечатление, что деятели, реально управляющие страной, сделали ставку на Православие. Разумеется, это не значит, что РФ превратится в теократию или что политическая верхушка РФ истово уверовала. Конечно, нет. Просто власть посчитала выгодным для себя использовать церковь. Отсюда и бюджетная поддержка и административный ресурс и работа СМИ и налоговые льготы.
На мой взгляд - такая стратегия государства ошибочна. Усиление влияния РПЦ не приведет к росту духовности(хотя я вообще сомневаюсь, что такая цель ставилась) и не будет способствовать консолидации.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vdovich ( Слушатель )
02 фев 2009 02:20:30




      знаете, а я немного не так вижу дальнейшее будущее России и Православной Церкви, как вы. Прирастать землями миссионерство еще способно, но прирастать уже может целыми странами. К примеру, сейчас русская нация, этнос, который является культурообразующим, сокращается. При этом высока миграция на новые рабочие места из стран Кавказа и Средней Азии ("мягкое подбрюшье" РИ). Эти люди принадлежат и христианству, и исламу. Насколько они станут православными, настолько они могут стать и русскими. Даже если мы введем вместо ОПК что-то типа "религиозная культура России" вместе с православием где еще уделялось бы много места исламу, как тоже культурообразующей конфессии на територии РИ, и понемножку про культурную роль анимизма и тотемизма, отраженную в страшных сказках и историях,  и  мигрировавшую в детские сказки. Чтобы освещены были мировоззренческие и философские  концепции в язычестве и гностицизме, в брахманизме и абрахамических религиях.Чтобы курс также затрагивал различные этические системы религий. Чтобы в курсе рассматривалась диалектика мифа и конгитивная лингвистика герменевтика. Но чтобы в этом курсе было повышенное изучение именно Православия, как культурообразующей конфессии.+Ислам побольше, а остальных на остальное расписание. Тогда и дети разнообразных арбайтеров, учась в наших школах, могут стать нам не чужими. Муслимы довольны, их дети могут получить курс адаптированный для муслимов, но где-то четверть материала про Православие, процентов тридцать про христианство вообще, процентов двадцать прочее и пятьдесят ислам. Православные довольны: у них курс где проценты распределены наоборот относительно Ислама и Православия. Прочим - прочее, какого черта, это не русские культурообразующие конфессии.
       Вот такой курс я хотел бы видеть вместо ОПК, но так как Православная Церковь  за мусульманским образованием не должна заботиться, то об этом должны поволноваться сами муслимы. Но вот сейчас русская мусульманская мысль раскалывается на две традиции - одна из них предпочитает жить в моноконфессиональном шериатском обществе, другая же опасается превращения в моноконфессиональное общество, опасаясь повторения веков церковного ригоризма, так блестяще продемонстрированных католиками, уже в исламе. Первая традиция молодая, фундаменталистская, но довольно активно разрабатывающаяся в современных исламских высших учебных заведениях заметным числом молодых и блестящих исламских богословов. Вторая традиция характерней именно для русского ислама, она идет корнями в сожительство во многих странах православных и мусульман (часто и те и другие - абсолютные арабы). К тому же в наших краях войны, в отличии от Западной Европы, были не с исламом, а с конкретными странами. И даже агрессию против исламских стран в составе русских армий муслимы вели. В то время как в Европе церковь в ответ на мусульманское вторжение на юга Европы как раз и объявило священную войну, с индульгенцией и билетом в рай любому смертнику на ней.Войну с исламом, разумеется. Да-да, друзья, я знаю, что первый джихад был католическим. Получилось интересно. До Гроба Господня метнулись, в Константинополи гульнули, а мавры так в Европе и сидят.
     Отвлекся. Так вот, молодая фундаментальная традиция помнит обиды, причиненные христианами мусульманам. А классическая традиция помнит и века мирного сосуществования в разных империях. И пока в споре не выиграла какая-л школа, муслимы не готовы предоставить в минобраз проект школьного курса и для мусульман, и для православных. А у православных этой проблемы нет. И муслимы волнуются, что пока они забадывают ваххабитов в спорах, православные окучат их детей. Но курс дать еще не готовы. Вот и вся точка дискурса вокруг ОПК. Но как только в русском исламе сформируется единый взгляд на основы Исламской культуры России, тогда ОПК можно будет ввести безболезненно абсолютно.
  • +0.00 / 0
  • АУ