Цитата: ProUrsine от 03.02.2009 22:11:17
2. Что касается преподавания основ религиозно-нравственного воспитания, то на этой ветке отсутствует даже согласие в его необходимости хоть в какой-нибудь форме. Давайте сначала признаем, что это нужно. Как это сделать - вопрос другой. Скорее всего здесь мы его не решим.
Тут вот в чем дело. Необходимость
нравственного воспитания никто не отрицает, так как то, что наше общество с точки зрения морально-этических ценностей глубоко больно - можно считать установленным фактом.
Однако необходимость
религиозного воспитания оспаривает любой атеист.
Нравственное воспитание должно закладывать основы поведения человека в обществе, что является необходимым условием для успешной социализации и здоровья общества.
Религиозное воспитание не имеет к социализации никакого отношения, касается личного мировоззрения человека и его "отношений с Богом", и следовательно, является личным делом каждого.
Путать эти две вещи - крайне нежелательно.
Что до "религиозно-нравственного воспитания в школе", то есть два фундаментальных расхождения касательно курса ОПК в том виде, в каком он предлагается:
1. Возражение атеистов против выстраивания воспитания в вопросах морали и нравственности на исключительно православной основе сводятся к тому, что
вместе с этическими ценностями православие внедряет религиозное мировоззрение и религиозную картину мира, в которой альтернативы, скажем так, не очень приветствуются, и которая сама по себе изменяется очень медленно. Это индоктринация, фактическое насаждение веры (что, напомню, признается личным делом каждого). Кроме того, это чревато потерей критичности и объективности восприятия (что взято за основу как раз наукой, а не религией) и динамики развития в обществе (так как если есть постулированный абсолют морали и нравственности, то развивать и придумывать ничего не надо).
Помимо этого, православие (в особенности) имеет тенденцию "отсекать" те части светской культуры и те тенденции, которые противоречат православной картине мира, и в лучшем случае их "не замечать", в худшем - объявлять антирелигиозными. Примеры такого мышления нам были даны на ветке, и мне бы крайне не хотелось видеть религиозный фундаментализм такого рода в школах.
2. Второй аргумент таков:
современная школа не может выполнять воспитательную функцию.
Во-первых, методически школа концентрируется на передаче знаний, и соответственно построены школьные уроки. Во-вторых, обычно отношения между учителем и учениками ограничиваются уроками, "классными часами" и деятельностью классного руководителя, а этого недостаточно, чтобы воспитание могло стать эффективным. В-третьих, само качество учителей бывает разным, раз на раз не приходится; но что хорошие учителя не в избытке - это точно, т.е. практических примеров нравственного поведения будет не хватать. В-четвертых, это все никак не координируется с семейным воспитанием.
Как следствие, я полагаю, что в нынешней школе введение любых курсов с целью "воспитания нравственности" приведет лишь к теоретическому морализаторству, КПД которого близок к нулю. Воспитательные подходы должны быть совершенно другими и должны иметь весьма мало общего со школьными уроками, а проводиться скорее всего в семьях, кружках, клубах по интересам и т.д.