Классное интервью c титановым гуру Владиславoм Тетюхиным ::)
Рубаха на вырост
«Ависма» — единственные в России представители титановой металлургии. Все исходное сырье они закупают за рубежом, доступа к дешевой энергии не имеют. А основным критерием своей конкурентоспособности считают современное оборудование, качество продукции, имидж в глазах потребителей и накопленный опыт, а не дешевые ресурсы. Жизнь заставила. Все дело в исключительной прочности этого легкого металла. Приготовление нужных сплавов и обработка титана оказываются делом сложным и, можно сказать, наукоемким. Очень дорогой титан используется там, где его исключительное свойство не просто значимо, а жизненно важно — в аэрокосмической индустрии, оборонке, медицинской промышленности.
Уникальность и стратегическое значение небольшого (по меркам металлургических конгломератов) североуральского холдинга не вызывает ни малейших сомнений. Достаточно сказать, что в советские времена ВСМПО в одиночку производило больше стратегического металла, чем весь остальной мир вместе взятый.
У руля «ВСМПО-Ависма» в непростой период остался его прежний совладелец Владислав Тетюхин. Этот человек посвятил возглавляемому им предприятию полстолетья своей жизни и давно является лицом российского титана, гарантом его качества для иностранцев. Мы решили поговорить с титановым гуру о том, как будут эволюционировать российский холдинг и титановый рынок в новых условиях.
Объемы выплавки титана сейчас ниже, чем в советские времена, в два с лишним раза. Вы сможете оперативно загрузить мощности, доставшиеся от СССР, или они уже навсегда выбыли из строя?
— Плавильные мощности, созданные в советские времена, сейчас уже почти полностью загружены (на 85 процентов), через год их даже будет не хватать.
— Да как же так?!
— Действительно, на пике в 1991 году мы выплавляли 106 тысяч тонн титана, в этом году будет выплавлено около 54 тысяч тонн. (Около 30 процентов металла уходит в титановую стружку и переплавляется повторно, используются легирующие добавки, поэтому объем выплавки заметно больше потребления титановой губки и объема конечной продукции. — «Эксперт»). Печи же загружены вот почему. В советские времена слитки получали за один или два переплава. Сейчас технологии ужесточены и модернизированы, слитки выплавляются в два или три переплава. Кроме того, много металла сейчас выплавляем при существенно более низкой силе тока для исключения ликвации, то есть неоднородности сплавов по химсоставу и структуре. Соответственно, в два-три раза замедляется процесс плавки. То есть печи загружены не меньше, чем раньше, просто мы частично трансформировали количество в качество.
Много вкладываете в производство? Насколько собираетесь его увеличить?
— На сегодня кредитная масса достигла 630 миллионов долларов, всего за 2006–2012 годы планируем вложить в завод чуть больше миллиарда долларов (это эквивалентно годовой выручке холдинга. — «Эксперт»). Много денег уже пошло в дело, вы видели — весь завод перерыт. С 2006−го по 2012 год хотим нарастить объем выпуска титановой продукции до 46–48 тысяч тонн, то есть на 70 процентов больше, чем в 2007 году (см. график 1. — «Эксперт»).
Потолка по доле в поставках для Boeing и Airbus вы достигли. Кого вы еще хотите «окучить» через ОЭЗ?
— Goodrich готов здесь делать элементы шасси. С Rolls-Royce обсуждалась возможность изготовления деталей для двигателей. Yamaha заинтересована в производстве выхлопных систем. Бразильский производитель региональных самолетов Embraer с нашей помощью уже закрывает 90 процентов своих потребностей в титане и тоже готов обсуждать этот вопрос.
24 марта 2008
http://www.expert.ru…na_vyrost/