Как и у финнов с французами, опять купились на неренферентные блоки...Эмираты - трудности перед финишемАтомная программа ОАЭ столкнулась, возможно, с самым серьёзным вызовом за всё время её существования, считает эмиратская газета "The National".
До сих пор строительство АЭС "Барака", на которой в общей сложности будет четыре блока с южнокорейскими реакторами APR-1400, проходило без больших отклонений от графика.
Но по мере приближения финальной части строительства первого блока, пуск которого должен состояться в 2014 году, трудности нарастают.
Газета со ссылкой на хорошо информированные источники пишет о "взаимосвязанных вызовах", последствием которых могут стать задержки и отставания от графика.
Готовность первого блока составляет 75%, но последняя четверть работы станет самой напряжённой.
"Работы на сооружении АЭС усложняются к концу, когда необходимо собрать все составные части воедино", - образно комментирует высокопоставленный сотрудник корпорации ENEC, эмиратской эксплуатирующей организации.
С ним согласен и руководитель представительства на площадке одного из субподрядчиков, также общающийся с прессой на условиях анонимности: "Первые 80-90% работы - это почти обычное строительство. Заключительный отрезок самый тяжёлый".
Отраслевые источники эмиратского издания выделяют три проблемы, которые могут негативно сказаться на АЭС "Барака".
Во-первых - и это наиболее серьёзная из проблем - корейский генподрядчик KEPCO столкнулся с трудностями на сооружаемых блоках №№3-4 АЭС "Shin Kori", где также будут эксплуатироваться реакторы APR-1400.
Эмиратская станция и корейские блоки связаны между собой. В частности, KEPCO придётся выплачивать по эмиратскому контракту штрафы, если компания не выполнит своевременно некоторые ключевые позиции на строительстве "Shin Kori-3/4".
Выявленные случаи мошенничества и поставок дефектного оборудования уже привели к сдвигу сроков пусков "Shin Kori-3/4" как минимум на год, причём точные даты пусков сейчас не определены - например, до сих пор неясно, когда именно "General Electric" поставит корейцам новые клапана взамен отказавших в прошлом ноябре.
Проекты АЭС "Барака" и блоков №№3-4 АЭС "Shin Kori" практически не отличаются друг от друга, и корейские блоки выступают референтными для эмиратских. Конечно, есть и различия, которые касаются, в основном, природных условий - температуры морской воды, средней температуры воздуха и так далее.
Газета пишет, что ENEC на протяжении последнего месяца вела переговоры с несколькими юридическими фирмами, имеющими опыт работы с атомными контрактами. Хотя корпорация отказывается обсуждать эту тему, но газета предполагает, что ENEC ищет юристов для разбирательства с корейцами в том случае, если график сооружения АЭС "Барака" будет сорван.
Вторая проблема касается эмиратского регулятора FANR. Он испытывает давление со стороны госбюджета, а происходит это в тот момент, когда надзору нужны дополнительные силы. В частных разговорах работники FANR признаются - сокращение госфинансирования регулирующего органа приведёт к замедлению работ на строительстве АЭС "Барака".
Третья проблема - вавилонская смесь атомщиков из различных стран, образовавшаяся в ОАЭ, в том числе, на руководящих постах в отрасли. Привлечённые специалисты из США и Европы расходятся во взглядах на многие вопросы, и все вместе они должны иметь дело с проектом из Южной Кореи, у которого есть своя философия.