Отсюда5 октября 1957 г. газета "Правда" опубликовала сообщение ТАСС: "В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли". На Западе заговорили, что советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена. Американские журналисты копнули глубже: следующие технологические прорывы и у русских, и у американцев - за нынешними выпускниками, и они решили заглянуть в это будущее.
"Кризис школьного образования - то, о чем говорили давно и без толку - четко высветил советский спутник, - писал "Лайф" 24 марта 1958 г. - Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела. Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся. Общих положений о школе и школьных программах не существует".Для эксперимента взяли двух выпускников средних школ, методом "научного тыка" из среднестатистических семей –
американского Стивена и русского Алексея Куцкова. Тут-то и стало ясно, чья система образования лучше. Стивен рос в полной семье, а отец Алексея, как и отцы многих его сверстников - погиб на фронте, мать – инженер. Программа исследования проводилась и исполнялась полностью американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под "хорошим средним образованием". Сравнивали набор изучаемых в школах предметов, отношение к занятиям учеников, книги, которые они читают, как проводят свободное время. Результаты исследования были опубликованы в журнале 24 марта 1958 г. и потрясли Америку. Выяснилось, что хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей как минимум на 2 года опережает американца по образованности. Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет - геометрия. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает. Алексей читает Шекспира и Шоу, а Стивен только прочитал приключенческую книгу Стивенсона - в американских школах ученики не читают книжек целиком, а ограничиваются рецензиями. В советской же школе это недопустимо – вот это тоталитаризм! Никакой жалости к личности, а где же индивидуальный подход? При этом оба мальчика занимаются спортом – то есть развитие не однобокое. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне. В 12 лет Алексей записался в конькобежную секцию в ЦСКА, потом выбрал волейбол. Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой. Музыкой Стивен тоже увлекается, но в другом смысле - каждый день, встречаясь со своей герлфрендой, бывает на вечеринках и слушает рок-н-ролл. У Алексея же почти нет свободного времени, а отношения с девушками явно отстают от американского стандарта.
"Советская школа, - подчеркивали исследователи, - уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам - химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. Есть, правда, проблемы с историей, но отнюдь не по вине ученика: после смерти Сталина школьный курс переписывается, и экзамен по современной истории пока отменен. И вообще в России и Восточной Европе у детей больше резона учиться. В СССР ученые и инженеры - представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды - это образование", – вот что писали про наше образование. Но со времен
Хрущева началось то самое постепенное
"изменение снизу".