Тред №975562
новая дискуссия
Дискуссия
129
Ретро-рецензия. "Лекарство против страха": мир, из которого вылупилась катастрофа
Виктор Мараховский
...
Тридцать семь лет назад на экраны вышел художественный фильм А. Мкртчяна по повести А. и Г. Вайнеров "Лекарство против страха". Это не был суперхит: в том же году вышли "Пять вечеров", "Мой ласковый и нежный зверь", "Сибириада", "Ярославна - королева Франции" и ещё много чего, что запомнилось всем куда лучше.
"Лекарство против страха" - это был обычный, проходной советский интеллектуальный детектив. Можно было бы сказать, что это фильм из серии "Вселенной братьев Вайнеров" (ведь там действуют сквозные персонажи - капитан милиции Станислав Тихонов и немолодой уже генерал-майор Володя Шарапов). Но штука вся в том, что никакой отдельной "вселенной" они не образовывали - они действовали в нашей вселенной, настоящей.
И именно это делает картину для сегодняшнего зрителя потрясающей.
Мы видим один из почти рутинных эпизодов войны, которая шла тогда в Советском Союзе - и от рутинности его, от привычности всех подробностей для зрителя и для создателей становится жутковато.
Мы видим, как воюют между собой посреди мирной советской жизни два вооружённых клана с двумя разными мировоззрениями. Первый - по большому счёту "сталинский": милиция, чётко осознающая себя именно как клан. У неё всё просто: она стоит на страже государства и жизни граждан, главный знак отличия - полная честность. Главный герой рассуждает: "Люди, которых я называю своими, очень разные — хорошие и неважные, щедрые и жадные, сговорчивые и склочные, умные и бестолковые. Но вместе с ними приходилось сидеть в засадах, брать вооруженных преступников, добывать из тайников клады жуликов ценностью больше зарплаты милиционера за весь срок его службы (...) и все это было бы невозможно без очень глубокого, порой даже неосознанного ощущения причастности к клану людей, уполномоченных всем обществом защищать его от нечестности во всех ее формах, и это товарищество стояло и стоять будет на вере в безусловную честность каждого его участника".
По сути - это ранняя форма известных нам по С. Лукьяненко и фильмам Т. Бекмамбетова "Светлых Иных", только эти были настоящие.
Второй клан, противостоящий первому - это, как показывает нам фильм, даже не бандиты. За весь фильм бандиты появляются в кадре один-единственный раз, в конце.
Настоящие "тёмные Иные" картины 1978 года - советские паразитарии. Собственно бандиты почти весь фильм остаются за кадром, потому что с ними всё понятно.
А клан, который этих бандитов кормит и порождает - совсем другой. Это непрерывно мутящие что-то цеховики-кооператоры. Это доктора наук, поставившие не на научную работу, а на семейные связи, карьеризм и присваивание чужих открытий. Это спекулянты. И это их жёны, содержанки, протеже и так далее.
...
...по картине 1978 года - обычной хорошей картине - видно, что паразитарии побеждают. Потому что покуда честный милиционер думает свои честные милиционерские мысли - камера как зрительское бессознательное заглядывает в серванты и смакует обстановочки.
Становится как-то отчётливо понятно, что урони во всё это вот пропагандистские чудо-заклинания про "в Америке у каждого безработного ИНОМАРКА" или "в Голландии водители живут как наши эмэнэсы" - они взойдут богато и разнесут советскую матрицу на части.
Паразитарии тогда ещё не были моральными лидерами общества - нет. Но они уже без всякого сомнения задавали стилистику жизни. И обычные человеческие граждане - которые в "Лекарстве" едва показаны, проходят фоном - конечно, хотели жить честно. Но они хотели честно жить так, как уже жили паразиты.
Над полузабытым фильмом витает отчётливое чувство бессилия "Светлых Иных" перед "тёмными". Создатели явно понимали, чем закончится это противостояние.
...Почему эта картина сегодня актуальна для нас, уважаемые читатели?
Мы сегодня живём в обществе, стилистически и морально вылупившемся из этих обставленных цеховиками и натурщиками квартирок.
Читать полностью:
http://www.kultpult.…strofa-245