Большой передел мира
245,944,485 499,442
 

  Реалист ( Практикант )
07 авг 2015 00:01:05

Осколки Бреттон-Вудской системы или новый камень в ее фундаменте?

новая дискуссия Дискуссия  219

Осколки Бреттон-Вудской системы или новый камень в ее фундаменте?
Василий Шикин 


      Новость о создании Пула условных валютных резервов и Нового банка развития была воспринята многими экспертами как вызов стран БРИКС Международному валютному фонду и Всемирному банку. Однако новые механизмы финансовой стабилизации и институтов развития скорее дополняют и укрепляют сложившуюся валютно-кредитную систему, чем угрожают ее существованию.



Фото:EPA / Vostock Photo
        Самое знаковое событие VII саммита БРИКС случилось за день до прибытия лидеров стран-участниц в Уфу почти в полутора тысячах километрах от этого города. 7 июля в Москве было подписано соглашение, запустившее работу Пула условных валютных резервов, и прошло первое заседание Совета управляющих Нового банка развития.
         Мировые СМИ и некоторые официальные лица как в странах БРИКС, так и за их пределами не раз ссылались на новые институты как на альтернативу международным организациям, которые формируют основу современного экономического порядка, заложенную еще в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе.
         Смогут ли страны БРИКС пересмотреть сложившуюся мировую экономическую систему, создав конкурентоспособную альтернативу МВФ и Всемирному банку, и предложить новую глобальную валютно-финансовую систему регулирования, более точно отражающую нынешнюю расстановку сил в мире?

       Как будет работать «финансовый рычаг» БРИКС

         Цель Нового банка развития (НБР) — мобилизация ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов по всему миру. НБР будет участвовать в них через выделение кредитов, долевое участие и другие финансовые инструменты. Первоначальный объем уставного капитала Нового банка должен составить 50 млрд долл., распределенных в равных долях между странами-членами БРИКС. Формирование правления Банка — результат политического компромисса, выработанного сторонами: места в Совете управляющих распределены в равной степени между представителями всех стран-членов БРИКС. Должность президента будет переходить по принципу ротации каждые пять лет от представителя одной страны к другой. Штаб-квартира организации будет располагаться в Шанхае, а первый региональный офис откроется в ЮАР.


vestifinance.ru

      Пул условных резервных валют представляет собой механизм взаимной финансовой поддержки. Центральные банки стран-участниц берут на себя обязательства предоставить средства в долларах США на случай возникновения проблем с ликвидностью.
       Общий объем обязательств должен составить 100 млрд долл., из них на Китай придется 41 млрд долл., на Россию, Индию и Бразилию — по 18 млрд, на ЮАР — 5 млрд долл. Созданный механизм должен помочь странам-участницам БРИКС бороться с дефицитом платежного баланса и его последствиями, а также поддерживать стабильность национальных валют, т.е. послужить альтернативой кредитам МВФ.


В рамках Пула взявшие на себя обязательства стороны могут подать заявку на получение финансовой помощи. В случае одобрения заявки простым большинством средства выделяются в виде валютного свопа — запрашивающая сторона покупает у других участников Пула доллары США за свою национальную валюту и обязуется выкупить эту сумму в будущем по заранее оговоренному курсу. Предоставление помощи ложится на плечи остальных участников пропорционально их вкладу в Пул.

       В чем разница между старыми и новыми институтами?
     Даже при поверхностном рассмотрении задач финансовых институтов БРИКС становится понятно, что Пул условных валютных резервов и НБР дублируют функции МВФ и Всемирного банка. Новые финансовые институты возникли как реакция БРИКС на «несправедливость» современного экономического миропорядка.

Однако, судя по всему, БРИКС не собирается пересматривать фундаментальные основы этого порядка, а создает аналогичные финансовые институты, которые, по сути, основываются на тех же дисбалансах, что МВФ и Всемирный банк.


Sputnik News
         Главная претензия, предъявляемая БРИКС мировым валютно-кредитным институтам, заключается в том, что степень влияния участников группы на принятие решений в этих институтах не отражает их реального вклада в мировую экономику. По итогам 2014 г. на долю стран БРИКС приходилось 21,82% мирового производства, а в МВФ они располагали только 11% голосов, что в совокупности меньше, чем у США, сохраняющих за собой контроль над 16,7% голосов.

Однако изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся, и в МВФ сохранится доминирование развитых стран, так как при действующей методике расчета голосов, причитающихся каждой стране, удельный вес объема экономики в формуле составляет лишь 50%. Остальные слагаемые — объем резервов и более субъективные показатели, такие как открытость и волатильность экономики. Такая методика подсчета не позволит странам БРИКС, несмотря на их экономические успехи, существенно повысить свой вес в МВФ.
         Однако реальный объем экономик не нашел своего отражения и в новых финансовых институтах БРИКС. Равные доли участия стран-учредителей в НБР стали результатом политического консенсуса,

так как Индия возражала против явного перекоса в пользу Китая, который изначально предлагал более солидный объем уставного капитала. Более того, в соглашении о создании Банка прописаны искусственные ограничения, которые должны закрепить главную роль в принятии решений за странами-учредителями в случае расширения числа государств-акционеров. Доля стран БРИКС в капитале Банка не должна опускаться ниже 55%, а доля каждого нового акционера не должна превышать 7%.
         БРИКС не собирается пересматривать фундаментальные основы этого порядка, а создает аналогичные финансовые институты, которые, по сути, основываются на тех же дисбалансах, что МВФ и Всемирный банк.

Распределение обязательств в рамках механизма Пула условных резервных валют, на первый взгляд, соответствует масштабам экономик стран-участниц, однако существует дисбаланс в праве на заимствование средств. Потолок заимствования определяется индивидуально для каждой страны путем умножения объемов ее обязательств на присвоенный ей коэффициент. Для Китая этот коэффициент равен 0,5, для ЮАР — 2. Таким образом, за Пекином фактически закрепляется роль главного кредитора, а за ЮАР и новыми потенциальными членами — роль заемщика финансовых средств.


Sputnik News

         Другая особенность глобальных валютно-кредитных институтов, вызывающих недоверие у развивающихся стран, — кондициональность выделяемой помощи: страна-заемщик должна следовать предписаниям экспертов из МВФ, которые зачастую требуют проведения фундаментальных экономических преобразований.

Подобная практика уже не раз доказывала свою несостоятельность: проекты экономических реформ зачастую писались под копирку для совершенно разных стран с разным экономическим потенциалом, а в некоторых случаях сотрудничество с МВФ было чревато для обратившегося за помощью правительства социальным взрывом и потерей власти (так произошло, например, с режимом Х. Сухарто в Индонезии в 1998 г.).
Россия, Индия и Китай по отдельности проявляют большую гибкость в предоставлении льготных кредитов и средств содействия международному развитию, не вмешиваясь во внутренние дела стран-заемщиков.
         Формально единственный критерий, позволяющий выделить средства в рамках Пула условных резервных валют, — отсутствие ранее непогашенной задолженности и наличие угрозы давления на платежный баланс. 

Однако можно предположить, что на практике получить финансовую помощь будет не так уж просто, и решение будет связано, в первую очередь, с политической волей стран БРИКС. Средства, составляющие Пул, хранятся на счетах их собственных центральных банков, которые не смогут принимать решения о финансировании иностранных государств без согласия руководства стран.
Россия, Индия и Китай по отдельности проявляют большую гибкость в предоставлении льготных кредитов и средств содействия международному развитию, не вмешиваясь во внутренние дела стран-заемщиков.
     Пожалуй, главное отличие финансовых институтов БРИКС от МВФ и Всемирного банка заключается не в более «справедливом» устройстве, а в степени влияния на мировые экономические процессы. Хотя институты БРИКС открыты для новых членов, их нынешняя структура управления делает весьма маловероятной возможность расширения до глобального географического охвата.
      Не стоит забывать и о том, что МВФ — это организация, которая может выступать на международной арене в качестве стороны переговоров с национальными правительствами, а Пул валют БРИКС — всего лишь механизм взаимопомощи, а не самостоятельный политический игрок.

       Новый банк — старый тренд
       Само по себе решение стран БРИКС создать собственные финансовые институты вряд ли способно подорвать основы Бреттон-Вудской системы.
       Объем финансовых средств, который попытаются аккумулировать страны БРИКС после саммита в Уфе, — 100 млрд долл. в Пуле резервных валют и 50 млрд долл. в уставном капитале НБР, — может показаться не столь уж внушительным по сравнению со средствами, имеющимися в распоряжении МВФ (327 млрд долл.) и Всемирного банка (223,2 млрд долл.).
       Однако если рассматривать появление финансовых институтов БРИКС как продолжение заданного еще в 1970-х годах тренда на фрагментацию мировой валютно-кредитной системы, то позиции МВФ и Всемирного банка отнюдь не кажутся такими уж непоколебимыми.

Страны БРИКС не первыми столкнулись с неэффективностью международных валютно-кредитных институтов. В 1970 г. страны Латинской Америки учредили Андскую корпорацию развития (CAF), цель которой заключалась в финансировании инфраструктурных проектов без помощи Всемирного банка и его регионального аналога Межамериканского банка развития (IDB). Несмотря на скромные, по сравнению с Бреттон-Вудскими конкурентами, объемы средств, сегодня именно на CAF приходится большая часть денег, выделяемых в Латинской Америке на проекты развития. Неспособность МВФ оказать поддержку странам Юго-Восточной Азии в ходе азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. обусловила появление Чиангмайской инициативы (CMI) — системы двусторонних валютных свопов. Эта система объединила страны АСЕАН, Китай, Японию и Южную Корею с целью предотвратить резкие колебания курсов национальных валют. Из недавно появившихся организаций стоит отметить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), который был учрежден Китаем в 2013 г. как альтернатива Азиатскому банку развития для финансирования инфраструктурных проектов в Азии, в частности, для строительства транспортной инфраструктуры Нового Шелкового пути.
Не стоит забывать и о том, что МВФ — это организация, которая может выступать на международной арене в качестве стороны переговоров с национальными правительствами, а Пул валют БРИКС — всего лишь механизм взаимопомощи, а не самостоятельный политический игрок.
С учетом вышеупомянутых региональных институтов Бреттон-Вудские валютно-кредитные организации рискуют в долгосрочной перспективе потерять свое некогда монопольное право называться «кредиторами последней инстанции». Уже сейчас деятельность МВФ по кредитованию стран ограничивается преимущественно пределами западного мира. 45% всех открытых на сегодня кредитных линий приходится на Европу — Грецию, Украину, Румынию, Польшу и балканские страны. В то же время государства Латинской Америки, Африки и Азии все чаще предпочитают изыскивать средства внутри региона или по линии сотрудничества Юг-Юг, чтобы не связывать себя обременительными обязательствами с МВФ и Всемирным банком.

       Банков много не бывает

Преждевременно говорить о том, что страны БРИКС стремятся подорвать основы современного экономического миропорядка, частью которого сами, безусловно, являются. Напротив, они стремятся расширить свое участие в нем и взять на себя дополнительные обязательства по поддержанию его стабильности. Участие стран БРИКС в региональных валютно-кредитных организациях не отменяет их желания добиться большего влияния в МВФ и Всемирном банке. Наличие конкуренции между старыми и новыми организациями не означает, что Бреттон-Вудские институты будут полностью заменены новыми механизмами стабилизации мировой экономики.
     
       Валютно-кредитные механизмы БРИКС, по сути, работают на тех же принципах, что МВФ и Всемирный банк, отличаясь от своих конкурентов объемом средств, репрезентативностью и условиями финансирования. Не будет преувеличением сказать, что новые институты не только не подрывают основы Бреттон-Вудской системы, но даже дополняют и укрепляют ее.
       На данный момент Бреттон-Вудские институты не справляются с задачей содействия развитию во многих регионах мира. Не все государства могут позволить себе следовать «дорогостоящим» рецептам МВФ и Всемирного банка и зачастую относятся к ним с недоверием, так как последние уже успели дискредитировать себя в ходе предыдущих кризисов.
       Поэтому такие институты, как Пул условных резервных валют БРИКС и НБР востребованы многими развивающимися странами, которые не хотят переплачивать и лишний раз рисковать финансовой и социальной стабильностью ради решения краткосрочных хозяйственных задач. Вместе с тем всегда найдутся страны, заинтересованные не просто в льготных источниках финансировании, а в проведении структурных реформ и полагающиеся в большей степени на техническую помощь экспертов МВФ и Всемирного банка.
       Таким образом, институты БРИКС могут помочь заполнить вакуум, возникший в мировой валютно-кредитной системе, и занять весьма востребованную нишу, из которой постепенно уходят глобальные финансовые институты.

Источник
  • +0.68 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!