дим ( Специалист ) | |
12 авг 2015 21:55:53 |
Сыбыр ( Специалист ) | |
12 авг 2015 22:08:09 |
BOLD ( Специалист ) | |
12 авг 2015 22:14:49 |
Цитата: дим от 12.08.2015 19:55:53
Kunashir ( Слушатель ) | |
12 авг 2015 22:55:38 |
Удаленный пользователь | |
12 авг 2015 23:02:21 |
Из леса ( Слушатель ) | |
12 авг 2015 23:49:17 |
Из леса ( Слушатель ) | |
12 авг 2015 23:58:19 |
Цитата: дим от 12.08.2015 19:55:53
Мирный ( Практикант ) | |
13 авг 2015 00:10:11 |
Цитата: Из леса от 12.08.2015 21:58:19
Cheen ( Специалист ) | |
13 авг 2015 00:36:26 |
ЦитатаКонстантин Семин
Судя по зеленым пузырям в комментах, и поступок Старика Козлодоева, и обсуждение "творений" нобелевского лауреата с брайтон-бич очень быстро вернули нас с фундаментальному культурологическому вопросу — о чистом искусстве. L'art, так сказать, pour l'art. Нет, тут не о гениях со злодействами разговор и даже не о поэте с гражданином, а о вещах более приземленных. И более жестких, чем во времена Афанасия Фета с его, например, стихотворением о бабочке:
.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
.
Допустимо ли в момент, когда идет война, когда твой дом трещит по швам, становиться в позу страуса и сосредотачиваться на абстрактных, отвлеченных темах? В эпоху уплотнившегося информационного времени эта, казалось бы, неразрешимая с точки философии и искусства проблема смыкается с проблемой целеполагания в сфере агитации и пропаганды. И внезапно обретает простое решение. Просто потому, что сегодня отделить искусство от пропаганды физически невозможно. Искусство это и есть пропаганда.
.
Таким образом, когда в 17-м году сторчавшиеся символисты забиваются на петербургский чердак, чтобы закинуться морфием и декламировать друг другу стихи, это называется не эстетизмом, не эскапизмом, не серебряным веком и не декадансом (у слова декаданс какой-то уж слишком гнусаво-благородный оттенок). Это называется вырожденчеством. Искусство вырожденчества — это пропаганда смерти. Пропаганда смерти среди живых — это покушение и на их жизнь. То есть бог с тобой, пропагандируй смерть среди себя, если ты решил свесить лапы и сдохнуть. Но если ты начинаешь делать это публично, на тонущем корабле, пассажиры имеют полное моральное право вышвырнуть тебя за борт. Как паникера. Поэтому в предельно рафинированном виде спор о чистом искусстве/объективной журналистике — это спор индивидуального и коллективного начал, личности и общества. Любое "чистое" искусство — это просто упакованный в слова или музыку эгоизм. Личность говорит: "Я — гений. Я так вижу". Коллектив говорит: "Пошел ты на хрен". Именно поэтому Маяковский — это поэт. А Мережковский — нет.
.
Невозможно представить себе Зинаиду Гиппиус в блокадном Ленинграде. Можно представить только Ольгу Берггольц:
.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
.
Собственно, именно в этом и состоит смысл социалистического реализма, если объяснять его на картошке. Это искусство народа (большинства) для народа, ради жизни/выживания народа. Искусство, воспевающее лучшее в человеке, зовущее его к жизни. В критических, военных обстоятельствах, когда обостряются все углы, искусство не имеет права быть другим. Иначе оно совершает предательство, как минимум, по отношению к своей аудитории. И аудитория это моментально чувствует за любым пятистопным ямбом. Любой пятистопный ямб в сознании аудитории (я говорил об этом в "лоботомиях") моментально транскрибируется в простые пропагандистские лозунги и клише. Хочет этого автор или не хочет. Как правило, автор не идиот и прекрасно понимает, какое воздействие оказывают его слова, а еще больше — поступки. Так что суть творчества условного бродского/набокова/солженицына/козлодоева/макаревича сформулировать совсем не трудно: "Вы в дерьме, а я в шоколаде". Ответ аудитории предсказуем. За борт!
.
Ты не стишки писал в 60-е, 70-е, 80-е, ты, гнида, подыгрывал стране, которая ведет против нас, против наших детей, войну на уничтожение. Вот почему ты называл наших детей человеческой свининой и абортивным материалом. И это уже не фетовская бабочка, чувак. Так с какой стати истекающий сегодня кровью народ должен облизывать твои, пусть даже нобелевские, сапоги? За какие-такие синтаксические или морфологические успехи? Благодаря в том числе твоим микроскопическим усилиям территория применения русского языка сжалась до размеров носового платка. Часть речи, говоришь? Часть речи? В том числе благодаря тебе не стало миллионов твоих потенциальных читателей/слушателей. Благодаря тебе стремительно расчеловечиваются остальные. Чем ты ценен, "поэт/музыкант" из пробирки? Тем, что когда-то мимоходом обозвал Украину огрызком? Так то не потому, что ты империалист, стратег и певец русского мира. А потому, что ты — желчный мизантроп, для которого и русская, и украинская, и любая другая (за некоторыми известными исключениями) человеческая свинина имеет равную ценность. Не болело твое брайтоновское сердце за Украину. И на Васильевский остров помирать ты так и не приполз.
.
Не бывает, ребята, чистого искусства. Бывает Агитация и Пропаганда.
Lechi ( Специалист ) | |
13 авг 2015 00:52:41 |
Удаленный пользователь | |
13 авг 2015 01:26:26 |
BALcat ( Специалист ) | |
13 авг 2015 00:46:21 |
Цитата: Из леса от 12.08.2015 21:58:19
minz ( Слушатель ) | |
13 авг 2015 00:52:01 |
Цитата: дим от 12.08.2015 19:55:53