Перенес из научного раздела.
Читаю почти автобиографичную книгу про Нурбея Гулия. Наверное, его могут вспомнить многие зрители передачи Это вы можете, шедшей во времена Союза.
Очень откровенная книга. И про личное, и про общественное.
Добряк периодически недобро поминает тех, кто не любит науку и учёных, но почему-то не может понять, что не все они были, и наверное, и сейчас есть, нормальные.
Разговор про начало 60-х, Грузия.
Цитата: ЦитатаАббревиатура института была сложной: НИИММиПМ АН Грузинской ССР. Когда
я спросил жену, как ухитряются произносить это название люди и что же дает
науке этот институт, Лиля ответила.
- Между нами - сотрудниками, наш институт называют НИИ Химических
Удобрений и Ядохимикатов. Судя по аббревиатуре (которую я не решаюсь
привести!), это же самое наш институт и дает науке! Но если там появится
такой человек как ты, то есть с передовыми, московскими знаниями, то он
станет подлинным научным руководителем института!
О, святая простота и наивность! Жить на Кавказе, и не понимать Востока!
Рабы им нужны из России, в том числе и ученые рабы, а не руководители!
"Водить руками" или "руко-водить" они и сами могут, даже с таким умишком,
как у старого склеротика Самсончика Блиадзе. А вот трудолюбивые и умные рабы
- они нужны всегда - пожалуйста!
Цитата: ЦитатаНо, так или иначе, я вместе с Лилей пошел в ее институт - посмотреть,
чем там занимаются, и поговорить с ее "шефом" Маникашвили. Благо и
институт-то был метрах в трехстах от дома - близ Политехнического института,
где мы учились.
...
Первым делом я зашел в мастерские, так как питал большую слабость к
оборудованию. Вход был совершенно свободным, но в проходе толпились какие-то
сомнительные личности, похожие на крестьян. Они что-то передавали мастерам и
забирали от них.
- Гири облегчают, - пояснила Лиля, - отбою от них нет! Наши мастерские
только на базары и работают. Мы "приписаны" к ближайшему - Сабурталинскому
базару.
Я заинтересовался "облегчением" гирь. Торговец, он же крестьянин,
передавал мастеру обычно целый набор гирь-разновесок, и говорил, на сколько
их надо облегчить. Токарь зажимал в патроне гирю, высверливал в ней
отверстие, а конец забивал металлической же пробкой, которую затирал вместе
с гирей. Пробка сливалась с материалом гири и становилась незаметной. Но
процентов на 5-10 гиря уменьшалась в весе. Продавец платил мастеру деньги и
уходил довольный - "надувать" покупателей. Деньги же делились между самим
мастером и руководством разного ранга. Работа шла бойко, в охотку, без
окриков и принуждений. Труд здесь был не обязанностью, а в радость!
Мы пошли дальше. У одного из боксов толпилось несколько человек, среди
которых Лиля узнала и директора - Самсончика Блиадзе. Маленького роста
сутулый человечек с реденькими серыми волосами, стоял в самом центре толпы,
и что-то пояснял ей. Но толпа мотала головами и отказывалась понимать его:
Ар шеидзлеба, батоно Самсон! (нельзя, господин Самсон!).
Мы протиснулись поближе и увидели следующее. В бокс для испытаний
двигателей затаскивали стенд, имевший в своем составе весы с длинной
линейкой, по которой перемещалась гиря, как у медицинских или товарных
весов. Так вот эта длинная линейка не помещалась в боксе - упиралась в
стену. Что делать? Вызвали директора Самсончика.
Мудрый директор тотчас же нашел решение - согнуть линейку под прямым
углом, чтобы стенд поместился. Но пользователи стендом не соглашались -
дескать, весы не будут показывать то, что надо. Директор настаивал на своем
- ведь длина-то линейки останется прежней, в чем тогда дело? Ему пытались
объяснить, что момент - произведение силы на кратчайшие растояния до оси -
изменится. Но директор продолжал настаивать, повторяя, что длина линейки-то
останется той же.
Мне показалось, что я попал либо на съемки комедийного фильма, либо в
дурдом. Я хотел вмешаться, но Лиля одернула меня: "Не порть отношений с
директором!". Я посоветовал ей передать сотрудникам, чтобы они не отпускали
своего директора в город одного - или потеряется, или улицу не сможет
перейти с таким интеллектом.
Мы поднялись на второй этаж в лаборатории. В нос ударил запах горелой
пластмассы.
Это лаборатория полимерных материалов, - пояснила Лиля. Сейчас очень
модны металлоорганические соединения, так вот они натирают напильником
опилки свинца и текстолита, пытаясь их сплавить в тигле, чтобы получить
металлоорганику. Свинец-то плавится, а текстолит - горит! Вот ничего и не
выходит! Только вонь стоит! - жаловалась Лиля.
Я окончательно понял, что нахожусь в дурдоме, только научной
направленности.