База круизных лайнеров. Морской вокзал Сочи – подарок главного архитектора МосквыМорской вокзал в Сочи – эталон сталинской архитектуры и один из самых узнаваемых символов курорта. Строить морпорт в Сочи задумывали еще до революции, ведь город не имел связи с другими регионами железнодорожным сообщением. Однако лишь после Второй мировой войны главный архитектор Москвы Каро Алабян подарил Сочи монументальный шедевр.
Именно здесь будут дислоцироваться круизные лайнеры Norwegian Jade, Princess Maria, Princess Anastasia, предназначенные для размещения участников и гостей Зимних Игр.
ВЫСАДКА НА ПЛЯЖЕДо постройки Новороссийско-Сухумского шоссе в 1895 году путь по морю, по сути, был единственной связью Сочи с внешним миром. Даже после постройки трассы долгое время продолжал им оставаться. Грузовыми и пассажирскими перевозками занимались два акционерных общества: «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ) и «Российское общество» (РО). Суда обоих компаний становились на рейде в открытом море, а пассажиров и грузы переправляли на берег в лодках.
У РОПиТ была лодочная пристань на территории нынешнего ривьерского пляжа, а также более комфортабельные суда. Их конкуренты своей пристани не имели – народ высаживали на пляже Нижнего города. Зато РО заманивало гораздо более низкими ценами.
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС АРХИТЕКТОРОВСтроительство современного морпорта в Сочи санкционировал приказом от 1 мая 1934 года народный комиссар водного транспорта Николай Пахомов. В творческом конкурсе, прошедшем в 1938 году, выиграл проект здания, разработанный академиком архитектуры Каро Семёновичем Алабяном, архитектором Львом Борисовичем Карликом и инженером Александром Кузьминым. С троицей конкурировали архитекторы Андрей Буров и Сергей Сатунц, предложив вариант здания в стиле венецианского Палаццо Дожей с одинаковыми фасадами, выходящими на море и площадь.
Возводить оградительный мол для защиты акватории порта начали в предвоенные годы. До 1941-го успели сделать только волнолом длиной 600 метров, который гасил силу штормовых волн и защищал от разрушений причальные сооружения. Работы по созданию порта возобновили сразу же после войны. Торжественное открытие красивейшего и монументального вокзала в стиле сталинского ампира состоялось 15 декабря 1955 года.
Позже городские власти снесли обширную часть близлежащей к порту исторической застройки для создания на ее месте зеленого парка. По задумке чиновников, открытое пространство должно обеспечивать наиболее полное восприятие величественного сооружения!
ДЕЛЬФИНЫ, ДЕВУШКИ И ШПИЛЬ С ОРДЕНОМОбщая длина двухэтажного здания морского вокзала – 114 м. Держится оно ровно на 1000 свай. К основному зданию примыкает Г-образная двухэтажная галерея. Анфилада белых мраморных колонн, богато украшенных орнаментами, придает вокзалу строгий, но светлый и легкий облик.
Композиция центрального фасада со стороны города строгая и гармоничная. Вертикаль объемов портика и трехъярусной башни с 12 колоннами усилена 36-метровым шпилем с пятиконечной звездой.
Скульптурный ансамбль, украшающий вокзал, придумал знаменитый советский скульптор Владимир Иосифович Ингал.
В сквере перед центральным входом, в котором разбиты розарии, растут пальмы и гималайские кедры, приютился фонтан с семиметровой чашей. В ее центре – женская фигура, олицетворяющая Навигацию. В одной руке у девушки лежат кораблик и лоция, а второй она останавливает волнение моря, желая морякам счастливого плавания.
Башня состоит из трех ярусов. Первый находится на высоте 20 м. Четыре скульптуры на нем – это пятиметровые возлежащие девушки, олицетворяющие времена года.
Второй ярус, выросший на высоте 26 м, охраняют стоящие в полный рост мужские трехметровые фигуры, символизирующие стороны света.
И, наконец, на третьем ярусе на высоте 35 метров живут у основания шпиля резвящиеся дельфины. Они образуют декоративный пояс, замыкая и акцентируя вертикаль каждой из 12 колонн.
Венчает вокзал мощный шпиль из нержавеющей стали. Общая высота башни – 74 м, высота шпиля – 37.5 м. Вершину шпиля изначально украшала пятиконечная звезда диаметром 3 м. После развала СССР ее заменили на орден Отечественной войны.
ЧАЙКИ НА ПОТОЛКЕМорской вокзал Сочи – это памятник архитектуры федерального значения. В лихие 90-е из-за недостатка финансирования он долгие годы стоял без ремонта. С 1989 по 2005 год – 16 лет длилась пауза в реставрации. Только к 50-летнему юбилею здание вернули к жизни. Залы нижнего уровня ныне заняты известными бутиками.
Главное помещение в порту – зал ожидания, просторное, двухсветное пространство которого богато украшено лепниной, керамическими гирляндами и зеркалами. В симметрично расположенных открытых «крыльях» вокзала во все времена размещались многочисленные кафе и рестораны. Да наших дней дожила только «Чайка». В галереях, что примкнули справа и слева к основному зданию, есть внутренние дворики. В центре них стоят небольшие фонтаны в виде морских раковин. В правом дворике в чаше живет мальчик с рыбой в руке, в левом – девочка. Открытые площадки двориков проектировались с учетов климатического фактора. На них располагались столики кафе и ресторанов, посетители которых могли бы дышать целебным воздухом и любоваться бескрайними морскими пейзажами.
Советский спорт