Спустя четыре года после того, как Европейский Союз принял свою арктическую стратегию, началась работа над обновленной версией стратегического документа. В понедельник (20 июля) Европейская комиссия и дипломатическая служба ЕС (EEAS) приступили к совместным общественным консультациям по политике Европейского Союза в арктическом регионе, которые, по мнению официальных лиц содружества, должны привести к «новому пониманию» о будущей стратегии блока в регионе и учесть все интересы ЕС в рамках «зеленой сделки» и безопасности.
Общественные консультации продлятся до 6 ноября 2020 года.
В руководстве ЕС сообщили, что консультация ведется с целью поиска и определения наиболее сильных и слабых сторон действующей стратегии для подготовки обновленного подхода.
В начале этого года профильные эксперты и все заинтересованные стороны обратили внимание на то, что в программе работы Европейской комиссии на 2020 год не упоминается о планах по обновлению позиции блока по арктическим вопросам, что исключает возможность усиления своих позиций в арктическом регионе и налаживание более тесных связей с арктическими государствами.
«Это правильный подход, который поможет нам сформировать новую стратегию», – заявил независимой общеевропейской медиа-сети «EURACTIV» новый посол ЕС в Арктике Майкл Манн, добавив, что «2021 год станет годом интенсивной работы над будущей арктической политикой ЕС».
Повышенный интерес Евросоюза к арктическому региону в свою очередь вызывает много вопросов, порождающих споры и разногласия со стороны арктических стран, некоторые из которых также являются членами содружества.
В настоящее время многие европейские страны работают над своими собственными национальными арктическими стратегиями, в то время как мировые державы, такие как Россия уже успешно реализует свои инвестиционные проекты в регионе, привлекая к участию зарубежных инвесторов и крупные компании.
«Арктика является быстро развивающейся территорией в международных отношениях», – сказал главный дипломат ЕС Джозеф Боррелл, добавив, что изменение климата стремительно трансформирует регион, увеличивая его геополитическое значение для Евросоюза, открывая новые возможности для экономической деятельности в Арктике.
«Мы должны обеспечить сохранение Арктики в качестве зоны низкого напряжения и мирного сотрудничества, где проблемы решаются путем конструктивного диалога. ЕС должен быть полностью готов к деятельности в регионе в соответствии с нашими интересами и ценностями», – сказал Боррелл.
«То, что происходит в Арктике, не остается в Арктике. Это касается всех нас, и ЕС должен быть на переднем крае с четкой и последовательной арктической политикой для решения проблем в ближайшие годы», – сказал комиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиний Синкявичюс.
Несколько месяцев назад норвежское министерство иностранных дел было сбито с толку заявлениями министра обороны Франции Флоренс Парли, которые представили совершенно новую стратегию французской обороны в Арктике. После Brexit Франция является единственной страной ЕС, имеющей постоянное место в Совете Безопасности ООН и обладающей ядерным арсеналом.
В своей преамбуле новый стратегический документ гласит: «Арктика никому не принадлежит» и «только сотрудничество между государствами приведет к значимым результатам», и далее цитирует бывшего премьер-министра Франции Мишеля Рокара, сравнивающего Арктику с Средним Востоком.
Поскольку Великобритания должна покинуть блок, Германия хочет сосредоточиться на том, чтобы взять на себя больше ответственности и ввести больше экологических ограничений в регионе.
Эстония, с другой стороны, начала готовить заявку на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете, подчеркивая заинтересованность страны в Арктике в отношении науки, экономики и безопасности.
Однако для многих роль ЕС в Арктике до сих пор неясна.
Несмотря на годы дипломатических усилий, ЕС по-прежнему даже не является наблюдателем с ограниченными правами выступать в Арктическом совете, где страны принимают решения об общих целях и политике. Членами Арктического совета являются Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Финляндия и Швеция.
Внешняя роль ЕС является результатом того, что Россия блокирует свою заявку на членство, в качестве противостояния санкциям, которые Союз наложил на Москву из-за конфликта на Украине.
Эксперты и заинтересованные стороны в Арктике, похоже, смущены стратегиями ЕС. Они также считают проблемой то, что многие европейские страны признают Арктику не как восемь разных стран с восемью разными целями, а как однородный регион.
«Подход ЕС к Арктике перешел от очень символичной позиции по вовлечению к ситуации, когда он стал гораздо более сосредоточенным на узаконивании своей актуальности в регионе», – заявил член Арктического института в Вашингтоне Андреасу Распотнику.
В свою очередь, Норвегия выражает обеспокоенность тем, что активизация деятельности ЕС в Арктике может привести к серьезным изменениям, способным нанести больше чем пользы и негативно сказаться на жизни малочисленным коренных народов севера. «Арктика – это место, где живут люди с пятью прибрежными арктическими государствами и восемью государствами, которые уже разработали очень хорошие механизмы управления для сотрудничества, механизмы для диалога, и это должно учитываться при создании новой арктической стратегии ЕС», – заявил государственный секретарь Министерства иностранных дел Норвегии Аудун Халворсен.
Таким образом, арктические страны видят опасность в новой арктической стратегии ЕС. Это можно объяснить тем, что неарктические страны не знают всех тонкостей и нюансов деятельности в этом регионе. Это касается как вопросов экологии и сохранения культуры коренных жителей, так и развития торговых путей и пользования природными ресурсами.
http://westvoices.ru/analytics/26929/