редседатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая 15 января по вопросу государственной финансовой помощи оборонно-промышленному комплексу, заявил следующее: «Должен быть налажен жесткий отбор предприятий - претендентов на господдержку. При этом хотел бы обратить внимание и на следующее: одно дело, если предприятие оказывается в трудном положении по объективным причинам, и таких сегодня, к сожалению, достаточно, а другое дело - если неблагоприятная обстановка складывается на предприятии в результате ошибок и неправильных управленческих решений менеджмента».
Отрадно отметить, что российские чиновники, в первую очередь из силовых ведомств, на интуитивном уровне улавливают идеи высшего руководства страны.
Как сообщает наш источник, близкий к АК «АЛРОСА», 13 января Генеральная прокуратура начала проверку деятельности топ-менеджмента крупнейшей российской алмазодобывающей компании, о злоупотреблениях которого много писали российские СМИ.
Как известно, Генеральная прокуратура подключается в основном к особо важным, имеющим общественный резонанс делам, в том числе по поручению руководства страны.
Благодаря профессионализму и принципиальности прокурорских работников за последние годы предотвращен значительный ущерб государству в сфере экономики. Указанная проверка, скорее всего, стала реакцией на многочисленные обращения граждан и последовавшие за ними публикации в прессе о возможных злоупотреблениях в «АЛРОСА». Также не исключено, что после неоднократных отказов руководства АК «АЛРОСА» и Минфина предоставлять информацию о деятельности алмазодобывающей компании Счетной палате её руководитель Сергей Степашин обратился за поддержкой к Генеральному прокурору.
Нынешняя ситуация привлекает к себе внимание тем, что на протяжении последних лет руководству АК «АЛРОСА» всегда удавалось избегать серьезных проверок. То документы не предоставят, то выдадут, но исключительно те, которые сочтут нужным, а то и вовсе на проверяющих надавят, чтобы не совали свой нос куда ненужно.
Как рассказал в частной беседе один из близких к руководству АК «АЛРОСА» предпринимателей, обычно для улаживания щекотливых проблем с контролирующими органами на передний план выдвигалась фигура вице-президента по безопасности Юрия Ионова, в прошлом помощника министра финансов. Так, при общении с различными проверяющими Ионов неоднократно заявлял, что ситуация в государственной компании находится под контролем министра финансов, все заявления граждан и иные поводы для проверок – происки зарубежных конкурентов, а он не только вице-президент АК «АЛРОСА». днем и ночью думающий о благе компании, но и еще доверенное лицо А.Л.Кудрина.
Позиция, на первый взгляд, - безупречная. Действительно, кто захочет быть записанным в ряды пособников «мирового империализма»? И проверяющие отступали. Но вот только государство как основной акционер АК «АЛРОСА» кровно заинтересовано в том, чтобы любым законным способом контролировать деятельность управленцев, которым доверены многомиллиардные активы, и от решения которых зависит направление движения бурных потоков алмазного сырья и денежных средств не только в рублях, но и в долларах США.
Сейчас фигура Ионова уже не столь сильна, как ранее, поэтому руководство АК «АЛРОСА», так говорят, с той же песней о происках конкурентов и незаконности проверок напрямую обращается к вице-премьеру Кудрину, перекладывая на него ответственность за просчеты своей деятельности.
И все же хочется надеяться, что сотрудники Генеральной прокуратуры выяснят у господина Выборнова подробности его работы на посту президента Инвестиционной группы «АЛРОСА», в частности, этапы и цели многоходовой комбинации по приобретению и перепродаже ранее принадлежавшей Якутии компании «Алдан золото». А, может быть, и потребуют документы о заключенных им последних сделках АК «АЛРОСА».
Полагаем, что господину Выборнову будет трудно пояснить, зачем АК «АЛРОСА», испытывающая нехватку денежных средств и получающая господдержку на погашение задолженности перед иностранными кредиторами, решилась приобрести акции компании «Геопромайнинг», взяв новые кредиты.
Также должны быть интересны объяснения президента Выборнова о продаже в конце 2008 года крупной партии алмазного сырья гранильным фирмам, контролируемым Русланом Бестоловым. К слову, этот предприниматель известен в первую очередь не как крупный торговец алмазами, а как владелец компании «Алмаззолотокомплект», которая обеспечивает поставки для нужд «АЛРОСА».
По оценкам аналитиков, речь может идти о сумме не менее 300-350 млн. долларов США, что равняется годовой реализации продукции крупнейшего российского ограночного предприятия ОАО «Кристалл», находящегося в Смоленске.
Кстати, по слухам, директор смоленского «Кристалла» Максим Шкадов на эту операцию по каким-то соображениям не пошел. Неясно, что будет делать с купленными у «АЛРОСА» алмазами в условиях кризиса и Руслан Бестолов. Впрочем, как показывает практика, зачастую такие сделки носят фиктивный характер и заключаются для улучшения финансовых показателей.
Финансистам алмазодобывающей компании трудно будет объяснить цель инвестиций в нефтегазовые активы, которые, согласно размещенной на сайте АК «АЛРОСА» отчетности, приобретены в 2006 году за 440 млн. долларов.
Сделки кредитовались иностранными банками и, вероятно, ничего, кроме убытков - процентов по привлеченным кредитам, госкомпании не принесли. При этом аудитор АК «АЛРОСА» - компания с мировым именем «ПрайсвотерхаусКупперс» - не решился оценить рыночную стоимость купленных АК «АЛРОСА» оффшорных компаний, владеющих акциями российских нефтегазовых фирм.
Основному акционеру АК «АЛРОСА» с помощью аудиторов Счетной палаты и Генпрокуратуры также, наверное, необходимо разобраться, а насколько законны и оправданны управленческие расходы компании, в первую очередь, на содержание топ-менеджмента: какие зарплаты и бонусы (в том числе квартиры, выплаты при увольнении и т.д.) получают президент и другие руководители, как часто и зачем они ездят за рубеж, сколько тратят на поездки, кто оплачивает их отдых?
Вот для этого нужна регулярная проверка деталей финансово-хозяйственной деятельности подразделений АК «АЛРОСА» и ее дочерних структур - в первую очередь, этим должны заниматься ревизионная комиссия акционерного общества и контрольно-ревизионное управление, ну и, конечно, управление внутренней безопасности.
Однако, если президент компании не подпускает к документальным материалам высший орган финансового контроля страны в лице Счетной палаты, то что говорить о своих «родных» контролерах (хотя и их отчеты акционерам было бы небезынтересно изучить).
Нельзя не признать, АК «АЛРОСА» как флагман российской алмазодобычи достойна оказания разносторонней господдержки, но возникают обоснованные сомнения, будет ли она использована в интересах акционеров компании, в первую очередь, государства и её многотысячного коллектива. Поэтому очень хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и другие контролирующие органы в ближайшее время дадут объективную оценку итогам работы команды Сергея Выборнова.