Тред №333815
новая дискуссия
Дискуссия
676
Опять Локбаум:
Fission Stories #31: Boston T Party Кому как на вкус:
Бостонская Tea Party или Бостонская Трансформаторная оргия 7 марта 1997 АЭС Pilgrim Nuclear Power Station в Plymouth, Massachusetts была в останове на перезагрузку топлива и все топливо из реактора было штатно в бассейне выдержки.
И тут с главным трансформатором (Т) приключилась трясучка --- то, что на языке NRC называется “severe mechanical agitation” : трансформатор начинает или трясти или он гудит как рассерженный барабан.
Главный трансформатор стоит на улице прямо рядом с турбинным залом
Вышедший из строя трансформатот обессточил АЭС. Один из двух аварийных дизелей автоматически включился и запитал жизненно важное оборудование. Второй же дижель был на профилактическом ремонте.
Вытекщие из сердитого главного трансформатора 4300 галлонов (примерно 16 кубометров) масла устремились в турбинный зал по каналу, по которому идет шина от электрогенератора к главному трансформатору
В данном случае это был “isolated phase bus” (bus = шина, а каждая шина была, как я понимаю, на одну из фаз). Картинка достаточно условная. Каждый канал это труба, по которой гонят охлаждающий шину воздух.
Уже в турбинном зале масло через двери устремилось в отсек "А" с основными распредщитами с дюжинами прерывателей питания насосов, запоров трубопроводных вентилей, вентиляторов и сходного оборудования. Часть масла потекла дальше вниз по лесенке из этого отсека и растеклась вокруг цистерн, куда скапливались радиоактивные продукты жизнедеятельности АЭС, и там же были воздушные компрессоры, подающие давление на приборы. Температура загорания масла 275 по Фаренгейту, оно же 135 по Цельсию. Масло не вспыхнуло, хотя шансы разнообразное электрооборудование и работающие воздузшные компрессоры давали все шансы на такое.
Разбор полетов NRC показал, что в случае пожара в отсеке "А" выключилось бы все оборудование, запитанное через его щитки. Дальше больше: дым и горячий воздух из отсека "А" проник бы через вентиляцию в соседний отсек "В". Два отсека на пару выключили бы все-все, кроме запитанного от аварийных аккумуляторов. Короче говоря, для погружения АЭС Pilgrim в состояние полного отруба от переменного тока не хватило жалкой искорки --- на АЭС не осталось бы ничего, кроме постоянного тока от аккумуляторов, которые в состоянии запитать тусклые ночники и маинимально необходимое для выживания оборудование. За это время работникам надо или перезапустить хотя бы один аварийный дизель-генератор, или восстановить внешнее питание --- в противном случае часы начнут тикать уже на пути к расплавлению топлива в басеейнах выдержки.
Что берем на заметку?Одним из моих последних заданий в ядерной энергетике до перехода в Союз Обеспокоеннных Ученых был отчет по соответсвию лицензионным условиям после обесточениня АЭС Connecticut Yankee летом 1996 г. В то время все АЭС в Коннектикуте были остановлены из-за нарушения строительных и лицензионных требований.
Перед этим мы прошло инструктаж у Джона Хэйзлтайна. Из много чего, Джон сказал следующее: "Безопасность обеспечивается только скрупулезным выполнением конструкторских и лицензионных ограничениой. Безопасность при эксплуатации за рамками этих ограничений возможна птолько при удаче. А у госпожи Удачи кроме личика есть и ненадежная попа."
Джон был прав. Проблема с трансформатором на задворках АЭС Pilgrim не должна была порождать никаких проблем для оборудования где бы то ни было в турбинном или каком другом здании. Но ублюдочная конструкция проложила маслу путь в отсеки с жизненно важными системами безопасности.
В том конкретном случае на АЭС Pilgrim госпожа Удача улыбнулась личиком... но не дразните Удачу сличком часто --- увидите попу.
Отредактировано: Dobryаk - 12 июл 2011 08:38:56