В МИД РФ: Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР С.С.Разова,
опубликованное в «Российской Газете» 1 февраля 2013 года179-01-02-2013
Вопрос: Какие из этих сфер наиболее перспективны в свете приоритетов, намеченных Президентом России В.В.Путиным на совещании послов в МИД России в июне 2012 года, и в контексте подготовленного МИДом проекта новой редакции Концепции внешней политики России?
Ответ: Выделю два приоритета.
В статье «Россия и меняющийся мир» В.В.Путин отметил, что быстрый экономический рост Китая - это «шанс поймать китайский ветер в паруса нашей экономики», и обозначил необходимость, «сопрягая технологические и производственные возможности наших стран», задействовать «китайский потенциал в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока». Другой приоритет - сотрудничество России и Китая в международных делах.
Наши страны успешно координируют позиции по ключевым мировым и региональным проблемам.
В современном турбулентном мире, с постоянно растущим числом «горячих точек» и появлением новых вызовов и угроз, акцент России и Китая на соблюдение принципов международного права, повышение роли ООН, призыв решать имеющиеся проблемы мирным дипломатическим путем, уважать суверенитет и территориальную целостность других государств - важный фактор сохранения стабильности и обеспечения международной безопасности.
Вопрос: В контексте первого приоритета.
Каковы прогнозы двустороннего торгово-экономического сотрудничества в связи с нашим членством в ВТО?
Ответ: Китайская сторона одной из первых поддержала намерение России вступить в ВТО.
Китай, прошедший длительный и сложный процесс присоединения, делился своим опытом.
Не вижу серьезных противоречий между Россией и Китаем в контексте членства России в ВТО, хотя, разумеется, отдельные вопросы могут возникать.
Российско-китайская торговля за последние годы совершила поистине «большой скачок», увеличившись с 29 млрд. долл. США в 2005 году втрое.
Уже несколько лет Китай - наш торговый партнёр номер один. Реализованы крупнейшие совместные проекты, включая строительство нефтепровода из России в Китай и первой очереди Тяньваньской АЭС.
В 2012 году двусторонний товарооборот вплотную приблизился к 90 млрд. долл.
Можно уверенно прогнозировать, что к 2015 году будет реализована поставленная главами государств задача довести товарооборот до 100 млрд. долларов.
Убежден, членство России в ВТО, раскрывая огромный потенциал двустороннего торгово-экономического сотрудничества, ускорит выполнение этой задачи.
Вопрос: Каковы перспективы инвестиционного сотрудничества?
Ответ: В сравнении с масштабами двусторонней торговли оно пока отстаёт.
Китайские инвестиции в Россию составляют меньше процента от общего объема инвестиций КНР за рубеж, но в 2012 году, по данным китайской статистики, они выросли на 118%.
Среди крупных инвестиционных проектов на территории России - жилой комплекс «Балтийская жемчужина» (Санкт-Петербург), торговый комплекс «Гринвуд» (Москва), стекольный завод (Калуга), объекты в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР до 2018 года.
Ожидаем приток китайских инвестиций, прежде всего, в область обрабатывающей промышленности и высоких технологий.
В этих целях Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация создали в 2012 году Российско-китайский инвестиционный фонд.
Вопрос: Как деловые круги Китая воспринимают интеграционные процессы на пространстве СНГ (Таможенный союз, движение к Евразийскому экономическому союзу)?
Ответ: В Китае справедливо считают, что регион СНГ - пространство традиционных, уходящих корнями в историю, тесных связей России с расположенными здесь государствами.
В Пекине исходят из объективного характера интеграционных процессов в рамках Таможенного союза (ТС) и формирующегося Евразийского экономического союза.
Китайский бизнес в этом видит и новые шансы, и определенные вызовы.
Позитивным считает открывающиеся возможности для увеличения экспорта китайских товаров на емкий единый рынок ТС.
Но и понимает, что придется учитывать уже унифицированные таможенные, санитарные и другие стандарты ТС, отличающиеся от национальных. Евразийская экономическая комиссия уже налаживает взаимодействие с профильными китайскими ведомствами.
Со временем оно станет более тесным и позитивно влияющим на торгово-экономические связи Китая с членами ТС.
Вопрос: В поисках мер искоренения коррупции правовое сообщество России порой апеллирует к китайскому опыту наказания коррупционеров смертной казнью.
Эта мера доказала свою эффективность в Китае?
Ответ: Не сказал бы.
Высшая мера наказания действительно есть в арсенале судебных и правоохранительных органов КНР, но, как правило, приговаривают к длительным срокам лишения свободы, в том числе пожизненному заключению.
На XVIII съезде КПК в жестких формулировках говорилось о том, что борьба с коррупцией будет тяжелой и длительной, а от её исхода зависит судьба партии и государства.
Вопрос: Станет ли российско-китайская инициатива по укреплению безопасности и сотрудничества в АТР успешным аналогом ОБСЕ?
Ответ: Азиатский аналог ОБСЕ - не задача сегодняшнего дня.
Слишком сильны в АТР, в отличие от относительно гомогенной Европы, политические, национальные и конфессиональные различия и противоречия.
В этом смысле разномастность сложившихся в Азии диалоговых структур (АТЭС, ВАС, АСЕМ, СВМДА, АРФ, механизмы АСЕАН и ШОС) - некий субститут общерегиональной консолидирующей идеи.
В основу упомянутой совместной инициативы по безопасности в АТР положен постулат о неделимости безопасности.
Речь не идет о создании региональной организации или форума, а скорее о наборе взаимоприемлемых принципов в сфере безопасности и сотрудничества.
Государствам региона предложено подтвердить приверженность основополагающим принципам международного права, отказаться от конфронтации и попыток укрепить собственную безопасность за счёт соседей, обсудить меры по созданию в АТР открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на правовой внеблоковой основе.
Вместе с Китаем мы предложили в рамках ВАС принять на базе этих принципов Декларацию о рамочных принципах безопасности и сотрудничества в АТР, а затем, в случае согласия - разработать дорожную карту по их внедрению в жизнь.
Наши инициативы находят заинтересованный отклик, в частности, у партнёров по АСЕАН.
Вопрос: Вместе с тем в АТР усиливается гонка вооружений.
Глобальная ПРО США не ограничивается ЕвроПРО...
Ответ: Тенденция, действительно, тревожная.
По данным SIPRI,
на АТР приходится 44% мирового прироста торговли оружием. В 2012 году Япония объявила о модернизации Сил самообороны, в Сеуле решено увеличить дальность и боевую нагрузку имеющихся в РК ракет.
КНДР продолжает ракетные пуски, создает ядерные силы сдерживания.
Вызывают озабоченность и планы создания азиатского сегмента глобальной системы ПРО.
Мы призываем партнёров в регионе соизмерять свои оборонные усилия с реальными вызовами и угрозами, действовать, не нанося урон интересам безопасности других членов международного сообщества.
Вопрос: В АТР США имеют «Основных союзников вне НАТО» (Major Non-NATO Allies или MNNA).
Не является ли это союзничество завуалированным приближением Альянса к границам России и КНР с восточного фланга?
Ответ: На восточном фланге России и Китая, действительно, существуют альянсы военно-политического характера, участником которых являются США.
Это двусторонние союзы, основанные на договорах об оборонном сотрудничестве - с Японией и Республикой Корея, тройственные форматы - США-Япония-Австралия (т.н. «Сиднейская тройка»), США-Япония-Республика Корея и др.
Но от однозначной характеристики этого как «завуалированного приближения НАТО» к границам наших стран я бы воздержался.
Вопрос: Северо-Восточная Азия (СВА), как и АТР в целом, отличается многочисленными территориальными спорами.
Во многие из них вовлечён Токио - это острова Токто (Такэсима), Дяоюйдао (Сэнкаку), южные Курилы.
Может быть, территориальные претензии Японии стали уже отдельной проблемой АТР, требующей коллективного решения в рамках международного форума или силами «общественной дипломатии» региона?
Ответ: Вынесение двусторонних территориальных споров на коллективные, международные или региональные площадки не способствует поиску приемлемых решений.
Вопросы государственного суверенитета и территориальной целостности весьма чувствительны для любой страны.
Их реальное урегулирование требует времени, терпения и тишины.
Пример (в некотором смысле и образец) решения территориальных проблем в духе принципов равноправия, взаимной уступчивости, нацеленности на поиск компромиссов - успешное урегулирование пограничных проблем между Россией и Китаем.
40-летние переговоры завершились в 2004 году подписанием документов, поставивших точку в этом вопросе.
Демаркированные 4300 км границы стали полосой взаимовыгодного сотрудничества.
Вопрос: В рамках шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП) Россия курирует рабочую группу по безопасности в СВА.
Между тем наши партнеры по «шестёрке» - КНР, Республика Корея и Япония - проводят саммиты, затрагивая субрегиональную проблематику, в формате «тройки».
Южнокорейские журналисты даже предложили новым лидерам РК, Японии, КНДР и КНР провести саммит в демилитаризованной зоне Корейского полуострова.
Не противоречит ли это нашему стратегическому партнёрству?
Ответ: На фоне довольно длительного пребывания ЯПКП в «замороженном состоянии» возникают экзотические предложения.
Упомянутая идея журналистов - из этой категории.
Формат шестисторонних переговоров - оптимальная и удобная площадка для поиска взаимоприемлемых решений, и мы сторонники возобновления переговорного процесса по мере созревания условий для этого.
Разумеется, полезны и иные форматы - двусторонние, многосторонние.
Главное, чтобы они были в интересах денуклеаризации Корейского полуострова, сохранения стабильности в важном для нас регионе СВА.
Один из компонентов нашего стратегического взаимодействия с КНР - координация по проблематике ЯПКП.
Вопрос: Сергей Сергеевич, Вы - поистине полиглот.
Китайский, английский, польский язык.
Собираетесь пополнить свою «лингвистическую коллекцию» романской языковой группой?
Ответ: Намёк понятен.
В качестве Посла нашей страны в Китае я работаю уже семь с половиной лет, а в целом, с учётом командировки в 1970-е годы, - 12.
Вопрос о «смене ландшафта» обсуждается достаточно давно.
Где бы ни пришлось работать дальше, изучение языка страны пребывания считаю обязательным.
Это наиболее верный инструмент адекватного понимания внутренний ситуации, традиций, культуры, души народа.
Да и в целом мозги развивает.
Ведь с годами всё сглаживается, прежде всего, извилины…
Вопрос: Прошел ряд комментариев в связи с назначением Вашего сына представителем Роснефти в странах АТР.
Ответ: Признателен руководству компании за этот выбор.
Для молодого человека это аванс, который надо отрабатывать.
Появившиеся же в этой связи домыслы - на совести авторов, хотя, как вижу, об этом качестве человеческого характера речь в данном случае не идёт.
Впрочем, как говорил любимый мною Ф.М.Достоевский, если, идя к цели, всё время останавливаться и бросать камни в лающих на тебя собак, цели не достигнешь.