Facebook уже несколько дней находится в центре нового политического скандала. Он уже не первый в этом году для крупнейшей социальной сети мира. Еще недавно Facebook обвинялся в том, что его аналитики
не “пресекли” деятельность вездесущих российских троллей, которые активно “вмешивались” в ход президентских выборов 2016 г. С другой стороны,
в адрес Facebook неоднократно поступала критика в отношении его довольно субъективной и односторонней политике блокирования различных групп, страниц и пользователей. К тем, кто попал в список неугодных на Facebook, относятся в основном различные консервативные колумнисты, сторонники Дональда Трампа и критики текущей миграционной политики Евросоюза.
Нынешний скандал также в некотором смысле связан с последним явлением.
Руководство Facebook решило заблокировать доступ к своему сервису для хорошо известной британской компании Cambridge Analytica. Эта
компания занималась т.н. электоральным микротаргеттингом — системой разработки социологического и психологического профиля пользователей для определения того, какую цифровую рекламу им стоит показывать. Cambridge Analytica имела ряд клиентов у себя на родине в Британии, однако
широкую популярность фирма получала в связи с работой на президентских выборах в США. Cambridge Analytica сначала
помогала предвыборной кампании сенатора Теда Круза, а после его поражения на праймериз присоединилась к кампании Дональда Трампа. Во многом именно благодаря экспертизе аналитиков данной фирме команде Трампа удалось существенно обойти кампанию Хиллари Клинтон в контексте работы в интернете и соцмедиа.
Кампания Трампа совместно с Cambridge Analytica к концу предвыборной гонки имела доступ к данным более 50 млн американцев, и каждый день тестировала и запускала для них сотни таргеттированных роликов и баннеров. Вообще, цифровое направление было наиболее приоритетным у команды Трампа, и на него затрачивались значительные средства, в то время как на полевой работе и закупке рекламы на ТВ они старались экономить. Кстати,
Брэд Парскаль, электоральный аналитик и статист, занятый координацией действий между кампанией Трампа и Cambridge Analytica, почти со стопроцентной точностью смог предсказать исход президентских выборов в колеблющихся штатах. Сейчас он назначен руководителем штаба Трампа по переизбранию в 2020 года.Facebook обвиняет Cambridge Analytica в том, что
те собирали информацию о пользователей без их ведома, что нарушает условия пользования соцсетью, а затем не стали её удалять, когда у них это потребовали. Впрочем, политические комментаторы сразу указали на то, что в принципе
такой работой занимаются все, включая большинство штабов кандидатов на выборах. На следующий день бывший директор по медиа-аналитике в кампании Барака Обамы в 2012 г.
Карол Дэвидсен сообщила о том, что их сотрудники осуществляли примерно то же самое, в чем теперь обвиняется Cambridge Analytica. Более того,
Facebook даже знал об этих действиях, но не стал им препятствовать, потому что поддерживал кандидатуру Обамы на выборах.Несколько более серьезные обвинения в адрес Cambridge Analytica поступили в связи с неформальным интервью директора фирмы Александра Никса английским журналистам.
Видео этого интервью и его расшифровка позже были опубликованы в СМИ. Во время интервью
Никс сообщил о том, что его компания координировала свои действия не только со штабом Трампа, но и со всеми внешними группами (т.н. “Super-PACs”), которые поддерживали их кандидата.
По закону такое поведения является незаконным, хотя опять же многие кандидаты его практикуют. Вполне вероятно, что
в связи с этим против Никса будут выдвинуты официальные обвинения в США. Но не дожидаясь их, совет директоров Cambridge Analytica принял решение уволить его с поста руководителя организации.Сенаторы и конгрессмены вовсю показывают озабоченность вопросом сохранения приватности данных онлайн-пользователей.
Законодатели от обеих партий потребовали представителей Facebook и Cambridge Analytica явиться и дать показания в Конгрессе. Обсуждаются черновики законопроектов, которые смогут
регулировать деятельность социальных сетей в контексте обеспечения права на свободу слова и приватность данных пользователей. Ничего из этого не является хорошей новостью для Facebook, которая долгое время старалась избегать юридических ограничений для своего бизнеса. Что же касается Cambridge Analytica, то её будущее, где она не сможет продолжать работать на Facebook, теперь туманно.
//Малек Дудаков
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия