Самые высокие темпы роста грузооборота среди портов Балтийского бассейна с января по сентябрь показывает порт Приморск. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года специализирующийся на наливных грузах порт нарастил показатели на 18%, до 46,93 млн тонн. Из этих объемов 36,90 млн тонн — нефть (рост на 31%), остальное — нефтепродукты, перевалка которых в этом году упала на 13%.
Возвращение нефти является главным объяснением восстановления положительной динамики по грузообороту в портах региона. Фактически статистику можно легко контролировать, лишь имея собственные рычаги управления ключевыми грузопотоками.
Крупнейший порт на Балтике — Усть-Луга — за три квартала текущего года также наращивает объемы перевалки. За январь-сентябрь через порт прошло 77,49 млн тонн грузов, прирост составил 7%. Отмечается увеличение перевалки угля — на 21%, до 25,77 млн тонн, минеральных удобрений — на 12%, до 3,01 млн тонн, а также лесных грузов и черных металлов. Контейнеры по-прежнему не хотят следовать в Усть-Лугу. За три квартала контейнерооборот порта сократился на 19% и составил 46 240 TEUs
В Большом порту Санкт-Петербург грузооборот в этом году увеличился несущественно — всего на 2%, если сравнивать с аналогичным периодом 2018 года. Растет перевалка контейнерных грузов — на 5%, до 1,68 млн TEUs, нефтепродуктов — на 8%, до 7,36 млн тонн, а также насыпных грузов и леса. При этом сокращается объем генеральных грузов, проходящих через порт, — на 12%, до 9,01 млн тонн, в наибольшей степени черных металлов и металлолома.
Перевалка угля в Высоцке в этом году падает — за январь-сентябрь там было обработано 4,74 млн тонн данного груза, что на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года. Однако компенсируют потери нефтепродукты и сжиженный природный газ с завода «Криогаз Высоцк», который был запущен в работу в этом году. В общей сложности грузооборот в порту Высоцк за три квартала вырос на 4%, до 14,27 млн тонн.
Спад показателей зафиксирован только в Выборге и в Калининграде — на 33% и 21% соответственно. За девять месяцев в порту Выборга еще не перевалено и одного миллиона тонн — лишь 900,3 тыс. тонн грузов. Спад отмечен фактически по всем номенклатурам, за исключением руды, однако ее объемы в структуре грузооборота порта несущественны. В Калининграде было перевалено 8,45 млн тонн. Стоит отметить, что растет перевалка контейнеров — на 26%, до 251,39 тыс. TEUs, а также лесных грузов, пищевых и химических.
Параллельно с этим среди портов стран Прибалтики лидером остается литовская Клайпеда. С начала года там было перевалено 34,6 млн тонн грузов, что оказалось на 2,8% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом важно отметить, что около трети грузооборота приходится на грузы из Белоруссии, и ожидается, что эти объемы будут только расти.
Как ранее заявил заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании (БНК)
Сергей Гриб, предприятие намерено увеличить поставки нефтепродуктов через территорию Литвы. По его словам, в 2020 году поставки через Литву вырастут, а в направлении Латвии и Эстонии поставки будут сокращены, что связано с тарифной политикой прибалтийских портов.
При этом стоит учесть, что российские предложения и скидки от РЖД в размере 50% не помогли привлечь белорусские нефтепродукты, которые, кстати, производятся из российской нефти.
Латвийский порт в Риге с начала года перевалил 23,9 млн тонн, снижение показателя составило 10,5%. Из порта уходит уголь (спад на 26,8%, до 7,62 млн тонн), нефтепродукты (спад на 12,1%, до 2,69 млн тонн), руды (спад на 13,5%, до 388,4 тыс. тонн). При этом контейнерооборот порта вырос на 0,9% и составил 345,58 TEUs.
В порту Вентспилса грузооборот вырос на 10,1%, до 16,6 млн тонн. Однако отдельно обработка контейнерных грузов упала на 90% и составила 216 тыс. TEUs. Грузооборот порта Лиепая за три квартала сократился на 3,8%, до 5,31 млн тонн. Контейнерооборот упал на 7% до отметки 2,29 млн TEUs.
Все порты Эстонии с начала года обработали 14,3 млн тонн, что на 8,3% меньше, чем за тот же период в прошлом году
В ближайшие годы в Ленобласти должны быть запущены в работу несколько новых терминалов по перевалке грузов. В Приморске должен быть создан перевалочный комплекс, где будут обрабатываться уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и зерно.
В Усть-Луге строится комплекс Lugaport, где будут созданы мощности под перевалку навалочных и генеральных грузов, а также зерновых. Совокупный проектный объем перевалки после строительства всех объектов составит порядка 25 млн тонн грузов в год. И уже сейчас заявляют, что тарифы на перевалку минеральных удобрений в новом промышленно-логистическом комплексе окажутся ниже, чем на терминалах в странах Прибалтики.
Оба проекта заточены под то, чтобы забрать оставшиеся российские грузы из Латвии, Литвы и Эстонии в отечественные порты. И хотя пока что оба комплекса находятся на начальных этапах реализации, закономерным является вопрос, удастся ли переманить грузопоток. Не закончится ли история так же, как это происходит с контейнерными мощностями на Северо-Западе, когда из существующих 7 млн TEUs мощности, занято даже меньше половины, и в перспективах оговаривается создание новых мощностей.
Как показывает практика, российские мощности быстро заполняются тем грузом, которым можно управлять, — как это произошло с нефтью и нефтепродуктами. С остальным придется приложить куда больше усилий.
https://regnum.ru/news/economy/2758350.html