«Санкций против России больше не будет» — такое послание, согласно The Wall Street Journal, Ангела Меркель должна доставить Бараку Обаме на их встрече 3 мая от имени крупных немецких концернов: BASF, Siemens, Volkswagen, Deutshe Bank, Adidas.
The Wall Street Journal сообщает, что немецкие чиновники, занимающие высшие руководящие посты, получили на этой неделе множество звонков от шефов этих концернов с просьбой не предпринимать шагов, которые могут навредить интересам немецкого бизнеса в России.
Иными словами, немецкий бизнес громко напомнил, что в некоторых случаях хвост вполне может вилять собакой, и успешно это делает — в полном соответствии с классическим фильмом Wag the Dog c Робертом де Ниро и Дастином Хоффманом, — тогда, «когда хвост умнее собаки».
Сенатор Маккейн уже высказался в знакомой и любимой нами манере, объявив, что немецкие промышленники, а не Меркель, управляют страной, и назвав происходящее позором.
Скрытый текст
Маккейну, конечно, виднее — но нам интересно было бы все-таки немного разобраться, как именно работают рычаги управления лидером немецких христианских демократов, канцлером Германии и одной из самых могущественных в мире женщин.
Для начала должен сказать, что лоббирование интересов крупного капитала всегда была скользкой темой для «Христианских Демократов». Напомню, что в 1999 году было инициировано расследование, показавшее, что в эпоху Гельмута Коля партия имела «теневые счета» для пожертвований. Одно из таких пожертвований в размере 1,3 млн. немецких марок было передано тогдашнему казначею правящей партии самой богатой страны Европы Вальтеру Кипу, цитата, «в Швейцарии на автостоянке, наличными». Расследование вскрыло целую систему организаций и фондов, в том числе за рубежом, организованных с целью сокрытия пожертвований от лоббистов.
С тех пор прошло много времени, законы по отношению к партиям и пожертвованиям стали более суровыми — однако человек на то и человек, чтобы адаптироваться к любым условиям, особенно если этот человек — политик.
Одно можно сказать точно — партийные функционеры больше не встречаются с бизнесменами на автостоянках.
За связи власти и бизнеса в Германии сейчас отвечают ряд фондов и некоммерческих организаций. Одна из них называется «Экономический cовет ХДС». Это организация, которая, согласно тексту на ее же сайте, помогает предпринимателям «участвовать в формировании экономической и общественной политики в традициях социальной рыночной экономики Людвига Эрхарда». Юмор состоит в том, что Людвиг Эрхард, второй канцлер ФРГ и преемник Аденауэра, прославился концепцией, называемой «благосостояние для всех». Участие в «Экономическом совете» вполне соответствует этому святому демократическому принципу: вступив в совет и уплатив членский взнос, предприниматель получает прямую связь с руководством «Христианского Демократического Союза», на данный момент — правящей партии Германии. Грубо говоря, тот самый телефон, по которому, согласно The Wall Street Journal, предприниматели бросились звонить Меркель. Конечно, «доступ к телу» получает не каждый. Устав организации предполагает минимальный членский взнос в размере 2500 евро для компаний, и 980 евро для частных лиц. Здесь же, впрочем, указан «рекомендованный взнос» для компаний, в зависимости от их капиталов — так, для фирм с капиталом более 50 млн. Евро «рекомендованный взнос» начинается от 18000. Верхней границы нет — от каждого по способностям, каждому по потребностям, в общем, чтобы в итоге получилось то самое «благосостояние для всех».
Как рассказал мне один из теперь уже бывших сотрудников фонда, внутри организации ведется статистика взносов, и, в соответствии с ними, выстраивается четкая иерархия членов — кто имеет право обращаться к кому и на каком уровне. По рассказам того же сотрудника, в техническом задании для программирования базы данных «Экономического совета» была заложена возможность ведения теневой бухгалтерии — то есть, общественность и налоговое управление узнает далеко не о всех сделанных взносах. Еще важнее то, что некоммерческая организация является в Германии самой непрозрачной из всех юридических форм, и предоставляет максимально широкий полигон для сокрытия своих истинных доходов и расходов.
Таким образом мы видим, что «Экономический Совет»- это что-то вроде лоббистского акционерного общества, организованного со всей старонемецкой педантичностью.
Давайте теперь взглянем на его акционеров.
Герман-Йозеф Ламберти — до 2013 года совмещал должность Главного Операционного директора (Chief Operating Officer) Deutsche Bank и вице-президента «экономического совета ХДС». За последние 8 лет, по информации источника, от Deutsche Bank организация могла получить около 4,5 млн. евро, то есть в среднем по полмиллиона в год.
Для сравнения, сумма ВСЕХ крупных официальных пожертвований за 2013 год, переведенных непосредственно партии ХДС — это примерно 1,2 млн. евро (информация с сайта Бундестага; только пожертвования свыше 50.000 Евро подлежат немедленному официальному декларированию). Из них ровно половина была пожертвована семьей Квандт, владеющей 46% акций БМВ, за коим пожертвованием последовал оглушительный скандал, стоивший Меркель серьезных репутационных потерь. Нет, Deutsche Bank, определенно, действует умнее.
Одновременно с этим Deutsche Bank, как мы знаем из недавнего материала «Спутника и Погрома», за последние 2 года принял участие во множестве слияний и поглощений российских компаний на общую сумму $74 млрд. Кто-то еще удивляется тому, что руководство этого крупнейшего немецкого банка берет на себя смелость диктовать Меркель, будут или не будут санкции против России?
Кристоф-Себастиан Клитц — глава брюссельского подразделения Volkswagen и, одновременно, — добровольно исполняющий обязанности главы отделения все того же «экономического совета» в Брюсселе. Эта добровольность в его профайле особо подчеркнута- мол, все делаю из чистой любви к искусству.
Именно он вместе со своим закадычным другом Гюнтером Оттингером, членом ХДС и еврокомиссаром по энергетике с 2010 года, провел то, что пресса называла впоследствии «одной из самых блестящих операций по лоббированию интересов немецкого автопрома». Напомню, что в 2012 году Оттингер открыто заявил о том, что новый европейский закон о норме содержания углекислого газа в автомобильном выхлопе следует смягчить в интересах немецкого автопрома, и, в частности, концерна Volkswagen. В итоге, дата вступления закона в силу была сдвинута с 2020 на аж 2030 год.
Интересно, что в тот трудный для строителей немецких автомобилей год большие суммы партии Меркель жертвовали и «БМВ», и «Даймлер» (все это отражено на официальном сайте Бундестага), что даже принесло Меркель народное прозвище «Автоканцлер». От «Фольксвагена» — ни копейки. То есть можно было бы поверить, что г-н Оттингер защищал интересы Volkswagen из чистого альтруизма и любви к искусству — ну, примерно как Клитц председательствует. Но на счетах «экономического совета» — совершенно другая картина. Согласно источнику, на его счет от производителей «народного автомобиля» в прошлом году могло прийти около 600.000 евро.
Напомню, что в прошлом году шеф «Фольксвагена» Мартин Винтеркорн заявил о том, что Россия для его концерна является «стратегическим рынком номер 1», и что до 2018 года в него планируется инвестировать около 1,2 млрд евро. Доля «Фольксвагена» на российском авторынке составляет около 7%, на заводе VW в Калуге работают около 6000 человек. Не об этом ли Винтеркорн напоминал Меркель по телефону?
Но вернемся к еврокомиссару Оттингеру. Пусть вас не смущает, что во время крымского кризиса он стал позволять себе резкие высказывания в адрес Москвы, уверяя всех, что Россия гораздо больше боится потерять Европу как рынок сбыта энергоносителей, чем Европа боится потерять Россию. Заявлять он заявляет, но одновременно вычеркивает из доклада Еврокомиссии параграфы, в которых говорится о необходимости инвестиций в возобновляемые источники энергии. Да-да, еврокомиссар по энергетике — приверженец традиционных источников этой самой энергии. Которую Европа получает всем известно, откуда.
Наконец, BASF, огромный химический концерн, известный своей давней дружбой с Россией. Шефа предприятия доктора Курта Бока, закадычного друга Александра Рара, автор текста лично встречал на приемах в Российском Посольстве в Берлине, а один раз даже пил с ним вино, которое BASF, по сложившейся традиции, безвозмездно поставляет русским дипломатам из «своих погребов».
Как следует из недавнего материала «СиП», ежегодный доход BASF в России — 1,4 млрд, что может показаться не такой и большой суммой. Но куда интереснее, что компания Wintershall, которая занимается энергетикой, и которой принадлежит 15% в строительстве «южного потока» — это «дочка» все того же BASF.
Стоит ли говорить, насколько высоки ставки этой компании в идущей игре? И опять, если посмотреть прямые и непрямые пожертвования правящей партии, мы выходим на сумму порядка полмиллиона евро за прошлый год.
Сам доктор Бок, насколько мне известно, не является действительным членом «экономического совета», но он давний и желанный гость в стенах организации, его лекции там открывали не одну встречу.
Напомню, мы упомянули только несколько громких имен, самых «больших мальчиков» в этом бизнесе. Всего в «Экономическом Совете» 11 тысяч членов, и суммарное количество их взносов в разы перекрывает официальную сумму годовых «пожертвований», заявленных ХДС (за 2013 год ХДС заявил 21 млн. евро, включая пожертвования меньше 50000, не отображаемые на сайте Бундестага).
Соотнеся все эти данные, можно себе представить, в каком щекотливом положении оказалась фрау Меркель. Все эти люди, имеющие с верхушкой ХДС прямой провод, могли бы тихо, в формате междусобойчика, намекнуть канцлеру, что с санкциями дело не пойдет. Однако они сделали это настолько громко, что все мировые СМИ подхватили эту новость — из чего может следовать два вывода на выбор.
Первый: Меркель сама попросила о таком пиаре, чтобы иметь предлог для отступления, но лично я в это слабо верю. Второй, более вероятный: акционеры всерьез недовольны тем, что творит их ставленница, и хотят высказаться об этом максимально резко.
Не знаю, что обещала им Меркель в связи с Украиной (а судя по экономической части «соглашения об ассоциации», которая должна была открыть украинский рынок для европейских — читай, немецких товаров — что-то она точно обещала), но только теперь ясно, что обещаниям этим не суждено сбыться, что прежней Украины не будет, а новой, нищей и разрушенной, долго, очень долго будет не до «фольксвагенов».
Так что немецкие промышленники, люди ушлые и прагматичные, об Украине уже забыли — в отличие от России, многолетнего партнера, которого они терять не намерены. И сейчас они фрау Меркель либо утихомирят, и новых санкций со стороны ЕС действительно не будет, либо включат сценарий «я тебя породил, я тебя и убью» — что, в долгосрочной перспективе, для добрых русских людей тоже совсем неплохо.