Отказ России от строительства «Южного потока» в ЕС называют «неофициальным» – никаких уведомлений Еврокомиссия от Москвы не получала. Однако, не отменив до конца одни планы, «Газпром» объявил о смене стратегии компании в Европе. Стоит ли серьезно к этому относиться?
Скрытый текст
Отказ России от строительства «Южного потока» в ЕС называют «неофициальным» – никаких уведомлений Еврокомиссия от Москвы не получала. Однако, не отменив до конца одни планы, «Газпром» объявил о смене стратегии компании в Европе. Стоит ли серьезно к этому относиться?
Начало конца
После визита в Турцию, где российский президент Владимир Путин нашел альтернативу газопроводу «Южный поток», председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер поспешил заявить: газовая монополия не только закрывает раз навсегда проект «Южного потока», но и радикально меняет складывающуюся десятилетиями стратегию на европейском рынке. Примечательно, что важное заявление Миллер сделал по традиции на российском телевидении, в программе «Вести в субботу», так как месседж явно рассчитан на аудиторию в России.
«Если покупатель не хочет, чтобы ему товар доставлялся на дом, ну, тогда, по-видимому, надо одеться и идти в магазины, а зимой одеться еще и потеплее. Ну, можно взять с собой пакет, конечно, можно и третий энергетический: самое главное, чтобы он не оказался пустым», – иронизировал глава «Газпрома» по поводу настойчивых требований Еврокомиссии реализовывать «Южный поток» в рамках Третьего энергетического пакета – свода законов и нормативов, которые защищают свободу конкуренции и призваны обеспечить равный доступ поставщиков топлива к транспортной инфраструктуре. В частности, построив по большей части за свои средства «Южный поток» стоимостью более 20 млрд евро, «Газпром» мог бы заполнять газопровод из четырех ниток общей мощностью 63 млрд кубометров только на 50%, что поставило бы вопрос о его рентабельности. Монопольное положение «Газпрома» усугубляло поиски решения – независимые производители газа в России не обладают правом на экспорт топлива за рубеж.
Но с началом украинского кризиса «Южный поток» негласно оказался в заложниках европейской политики. Строить газопровод в обход Украины, чья газотранспортная система может прокачивать до 140 млрд кубометров в год в страны ЕС и окажется «обесцененной» из-за новых маршрутов транспортировки, стало невозможно. В Болгарии у Брюсселя возникли претензии к процедуре проведения тендера на постройку сухопутного участка газопровода, который из Анапы в Краснодарском крае по дну Черного моря должен был пройти до границы с Болгарией, а оттуда через Сербию и Венгрию в Австрию. На место, куда должен был прийти «Южный поток» в Болгарии, уже привезли трубы для первой подводной нитки газопровода. В Анапе открыли крупнейшую компрессорную станцию «Русская». Для прокладки труб в море вышло судно Castoro Sei итальянской компании Saipem. Но разрешения болгарских властей на строительство все не было. Тогда, убедившись в интересе с турецкой стороны к строительству нового газопровода для поставок в Европу, Путин с сожалением заявил о выходе России из проекта. При этом российская часть инфраструктуры – от месторождений на Ямале до Краснодарского края – стоимостью 5 млрд долларов не пропадала зря – ее моментально переориентировали на Турцию.
Однако «Южный поток» планировалось построить до окончания срока соглашения между Украиной и Россией о транзите газа, который истекает в 2020 году. И отказавшись от «пути в обход», Россия предпочла найти альтернативу. Турция на эту роль давно претендовала. Но вряд ли в других обстоятельствах Россия нашла бы ее привлекательной заменой Украины. «Европейский союз, Европейская комиссия просто подарили Турции газовый вентиль. И я думаю, что Турция может воспользоваться этим в ее диалоге с Европой. Ну, а мы получили нового стратегического партнера в газовом бизнесе», – заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Чем Турция лучше Украины
«Южный поток» позволил бы поставлять газ в Европу напрямую, без посредников. Новый же проект, обнародованный Алексеем Миллером, предполагает строительство трубопровода по дну Черного моря, а затем по территории Турции до греческой границы. Предполагается, что дальнейшей его транспортировкой озаботятся европейские покупатели, самостоятельно построив газопроводы от греческого хаба. Но как показала встреча министров энергетики, транспорта и коммуникаций стран ЕС, необходимость большей интеграции энергетических рынков и строительства для этого «вертикальных» трубопровод по оси Север-Юг признают все, однако декларация о намерениях между Грецией, Болгарией и Румынией пока не подкреплена инвестициями. Их будут изыскивать из бюджета ЕС и привлекая частные компании. Но появление трубопровода из Греции в Болгарию и дальше стоит ожидать не ранее 2019 года. Поэтому «Газпром», сдвинув «Южный поток» еще южнее, до Турции, не просто меняет страну-транзитера. Возможно, компания рассчитывает влиться в газотранспортные проекты Европы, которые пройдут через эту страну. Например, в «Южный газовый коридор», в который будет включен Трансанатолийский газопровода (TANAP) мощностью 31 млрд кубометров в год. Турция и Азербайджан будут основными поставщиками газа по этому маршруту, но заполнят газопровод не более чем на 16 млрд кубометров. Оставшийся объем вполне может быть предоставлен под российский газ.
Безусловно, самой Турции резкая смена курса России весьма выгодна. Роль крупного транзитного узла принесет экономические и политические бонусы, что нисколько не радует Брюссель. Поэтому Турция готова сотрудничать и с Россией, и с Европой, соглашаясь и на «Набукко», который пока приостановлен, и на трубопроводы TANAP и TAP для иранского и азербайджанского газа. При этом в идеале Турция хочет стать не просто транзитной страной, а еще и реэкспортером. В «Набукко», например, она изначально хотела выкупать не менее 15% газа по льготной цене. Европу, правда, такой вариант не устроил. «У участников рынка очень часто возникает вопрос – действительно ли Турция сама использует полученные объемы газа, а не занимается реэкспортом, – отмечает вице-президент Argus Вячеслав Мищенко. – Дело в том, что турецкие власти заинтересованы в том, чтобы сделать из страны газотранспортный и ценообразующий хаб».
Будет ли сотрудничество с «Газпромом» простым транзитом или все же реэкспортом, пока неизвестно. На сегодня был подписан только меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и турецкой госкомпанией Botas, переговоры по конкретным условиям еще предстоят.
В отличие от Украины, Турция зависит от «Газпрома» не так сильно. Российский газ обеспечивает потребности страны лишь на 60%, остальными поставщиками являются Иран, Азербайджан, Алжир и Нигерия. Такая диверсификация позволяет Турции добиваться более выгодных для нее условий. Так, например, она отказалась от обязательств «бери и плати» – в российском контракте с прошлого года, а с Ираном и Азербайджаном – с конца этого года и начала следующего. В отношении цен она хочет добиться от «Газпрома» 15%-ной уступки, пока «Газпром» согласился только на 6%. В перспективе, пообещал Алексей Миллер, топливо будет продаваться Турции по той же цене, что и Германии. При этом даже с учетом уже полученной скидки Турция покупает российский газ дороже, чем Украина. По данным СМИ, в октябре он обходился ей в 425 долларов за тысячу кубометров. Цена российского газа для Украины сейчас составляет 378,2 доллара за тыс. кубометров.
Расширение поставок Турции вполне отвечает интересам «Газпрома». На сегодня это для него второй по величине рынок после Германии. По данным «Газпром экспорта», в 2013 году Германия получила 40,2 млрд кубометров, Турция – 26,6 млрд, на третьем месте – Италия, куда было поставлено 25,3 млрд. «Учитывая состояние турецкой экономики, эта страна в перспективе может стать крупнейшим потребителем российского газа в Европе», – считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Политика и экономика
Объем нового газопровода примерно соответствует «Южному потоку», те же 63 млрд кубометров газа в год. Из них 14 млрд предназначено самой Турции, почти 50 млрд будут поставляться «на границу Турции и Греции, где будет организован пункт сдачи», рассказал Алексей Миллер. Таким образом, в объеме поставок «Газпром» вроде бы не теряет, вот только когда они станут возможны, пока неясно. Впрочем, и запуск «Южного потока», запланированный изначально на конец 2015 года, из-за разногласий с Евросоюзом тоже отодвигался на неопределенное время. Теперь же «Газпром» намерен использовать уже созданную инфраструктуру для экспорта газа в Турцию, что должно ускорить реализацию нового проекта.
Заменяя турецким маршрутом застопорившийся «Южный поток», Алексей Миллер специально подчеркнул, что компания намерена отказаться от транзита газа через Украину. Так «Газпром» отреагировал на планы украинского правительства передать магистральные газопроводы и подземные хранилища газа под частичный контроль европейских и западных инвесторов. Принятый Верховной Радой закон предусматривает создание двух компаний-операторов, которые получат право на «управление и/или концессию или аренду» магистральных газопроводов и подземных хранилищ. В каждой из этих компаний 51% акций будет принадлежать государству, а 49% смогут приобрести только компании из Европы или США. Причем при допуске компаний к проекту Верховная Рада будет учитывать список всех ее бенефициаров. «Газпрому» в возможности приобретения доли акций было отказано, из-за чего Россия даже намеревалась подать жалобу в ВТО. По мнению главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, сейчас украинскую газотранспортную систему можно оценить в промежутке от 25 до 35 млрд долларов. Если же транзитные поставки прекратятся, эта цифра может уменьшиться в два раза. Сохранят ли тогда западные инвесторы интерес к украинской ГТС – еще вопрос. При этом в ближайшем будущем, пока не будет запущен турецкий газопровод, Европа будет заинтересована в сохранении хотя бы относительной стабильности на Украине.
Переход на спотовые цены
Новая стратегия «Газпрома» связана и с использованием спотовых цен. Европа давно уже пытается заставить российского поставщика использовать именно их, а не контрактные цены, которые «Газпром» устанавливает для каждого покупателя в отдельности. Спотовые цены ниже, но объемы газа на этом рынке тоже значительно меньше. При этом спотовые цены больше подвержены колебаниям. В июле-августе 2014 года, например, на фоне украинского кризиса они взлетели сразу на 21%.
Фиксированные цены «Газпрома» по долгосрочным контрактам были заметно выше среднегодовых спотовых цен в Европе. Это стало одной из причин, по которым Европейская комиссия в 2012 году начала против него антимонопольное расследование, обвинив в нерыночном ценообразовании. Под давлением Еврокомиссии «Газпром» в последние годы вынужден продавать газ дешевле и уменьшать разницу в цене для покупателей из разных стран. Кроме того, в его контрактах все больше учитываются спотовые цены. Как правило, на споте «Газпром» продает незначительные объемы газа, сверх оговоренных в контракте в рамках «бери и плати». Однако нынешним летом был заключен контракт с Eni, который предусматривает индексацию цены с учетом спота на весь газ, покупаемый итальянской компанией. Фактически это означает ориентацию на рыночные цены в самой формуле ценообразования, на что «Газпром» ранее не соглашался. Похожий механизм может быть внедрен и на других наиболее конкурентных газовых рынках в Европе, в частности, такие переговоры велись с Польшей.
Помимо этого, «Газпром» может вывести часть продаж на спотовый рынок, особенно в зимний период. И в этом случае собственные газопроводы, доставляющие газ в центры биржевой торговли, ему бы весьма пригодились. Турецкий маршрут в эту стратегию пока укладывается лучше, чем затратный «Южный поток» с неопределенными перспективами доступа.
Спрос и доходы
Доходность нефтегазового сектора снижается как из-за падения нефтяных цен, так и из-за общего сокращения энергопотребления в условиях кризиса. Однако значительное уменьшение поставок вряд ли угрожает «Газпрому». Попытки уверить европейцев в том, что они смогут обойтись без российского газа, ошибочны, считает глава Международного газового союза Жером Феррье. Сегодня потребности Европы почти на треть обеспечиваются поставками «Газпрома». Быстро заменить такие объемы весьма затруднительно. Тем не менее риск постепенного сокращения закупок сохраняется, а конкуренция растет. Правда, тот же сжиженный газ, с учетом всех расходов на инфраструктуру обойдется европейцам примерно в 1,5 раза дороже российского.
Сегодня - это Завтра,...только Вчера.