Одним из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день аспектов украинского церковного проекта является та роль, которую он играет для властей Турции и лично президента страны Р.Т. Эрдогана. Дело в том, что Константинопольский патриархат очень жестко ограничен в своей самостоятельности турецкими властями, не только в финансовом, но и непосредственно в административном плане, в частности, патриарх не может быть избран без неформальной санкции президента Турции. Несмотря на весьма напряженные личные отношения между Р.Т. Эрдоганом и Варфоломеем, вызванные тем, что патриарх повел себя "неправильно" в ходе попытки государственного переворота в Турции, в последнее время президент оказывает Константинопольскому патриархату и лично Варфоломею ряд серьезных "знаков внимания".
В частности, Р.Т. Эрдоган позволил назначить православного епископа в Анкаре, где его не было почти 100 лет, а также провел серию личных встреч с Варфоломеем, в которых также участвовал министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу и представители и турецких спецслужб. Это обусловлено тем, что Р.Т. Эрдоган фактически планирует использовать украинский церковный вопрос и деятельность Варфоломея для решения целого ряда актуальных внешнеполитических задач, направленных на укрепление его власти и диверсификацию отношений с международными лидерами (включая ослабление зависимости от РФ).
Участие в международном церковном проекте с участием Константинопольского патриархата и получение рычагов контроля над ним создает серьезный предмета для "торга" с РФ по сирийскому направлению и другим спорным вопросам ближневосточной повестки. Кроме того, по задумке "окружения президента Турции", он должен поспособствовать укреплению турецкого политического влияния непосредственно на Украине и в Черноморском регионе. Так, Р.Т. Эрдоган обсуждал с президентом Украины П. Порошенко поддержку в церковном вопросе в обмен на договоренности о создании в Херсонской области Украины крымско-татарской автономии с широкими полномочиями, которую власти Турции впоследствии планируют превратить в плацдарм своего долгосрочного влияния в регионе.
2. Между тем главной причиной поддержки украинского церковного проекта и повышенного интереса к деятельности Константинопольского патриархата для Р.Т. Эрдогана является возможность обеспечить новые каналы взаимодействия с рядом влиятельных представителей американских элит, фактически курирующих и продвигающих проект усиления Константинопольского патриархата в глобальном масштабе. Дело в том, что патриарх Варфоломей давно сотрудничает с крайне влиятельной группой международной элиты, т.н. "джексоновскими демократами", - в нее входят ключевые представители американской и британской элиты, объединенные идеями т.н. "прогрессивного "интервенционизма". Среди наиболее значимых членов данной "группы" эксперты называют представителей британских спецслужб, включая бывшего руководителя Ml-6 Р. Дирлава и действующего главу Секретной разведывательной службы Великобритании (SIS) А. Янгера, а также ряд влиятельных американских политиков, таких как бывший посол США в РФ М. Макфол и бывший директор ЦРУ (1993-1995 гг.) Р.Дж. Булей (младший) (был главным советником по нацбезопасности в предвыборном штабе Д. Трампа в 2016 г.).
Непосредственно константинопольским церковным проектом в этой "группе" занимается посол США по вопросам международной религиозной свободы С. Браунбек, а также бывший вице-президент США Дж. Байден и бывший помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Ф. Гордон. Кроме того, продвижение данного международного церковного проекта неофициально осуществляется через Совет по международным отношениям США, который возглавляет Р. Хаас, а также при участии других некоммерческих организаций, в частности консалтинговую компанию The Arkin Group ("TAG"). Сопредседатель этой компании, бывший руководитель международных операций ЦРУ США Дж. Девайн на прошлой неделе получил из рук патриарха неканонической УПЦ Киевского патриархата Филарета (Денисенко) орден Андрея Первозванного за содействие в получении Украиной автокефалии. Между тем, данная "группа влияния", а также лично Варфоломей долгое время тесно сотрудничали с исламским проповедником Ф. Гюленом, и являются причастными к попыткам военного переворота в Турции в 2016 г. По мнению экспертов, именно этот факт позволил Р.Т. Эрдогану получить возможность, угрожая Варфоломею арестом за причастность к перевороту, начать использовать его в собственной политической игре на международном уровне.
3. После 2016 г. Варфоломей, а также стоящие за ним международная "группа влияния" частично пересмотрели свою позицию по отношению к структурам Ф. Гюлена. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что вскоре после срыва переворота в Турции Косово выдало Турции шестерых ведущих функционеров "Террористической организации фетхуллахистов" (Fethullahgi Teror Orgiitii) на Балканах, вместе с тем, в Сербии была закрыта целая сеть гюленовских школ "Хизмет". Активное участие в этих мероприятиях принимал лично патриарх Варфоломей.
Это лишь одно из многих косвенных свидетельств сворачивания международного религиозного проекта со ставкой на структуры Ф. Гюлена. Именно поэтому Турция в октябре т.г. освободила американского пастора Э. Брансона, участвовавшего в подготовке переворота, без ответной выдачи Турции Ф. Гюлена, на чем ранее неоднократно лично настаивал Р.Т. Эрдоган. Это может свидетельствовать о том, что между президентом Турции и рядом представителей международной элиты были достигнуты определенные взаимные договоренности.
Можно предположить, что Р. Эрдоган был вынужден пойти на эти договоренности, поскольку так и не смог выстроить конструктивного взаимодействия с администрацией Президента США Д. Трампа, - текущие отношения весьма напряженные, как и с рядом "групп влияния", близких к демократическому истеблишменту США. В этой ситуации президент Турции начал искать контактов с другими группами американской элиты. При этом, одним из условий долгосрочного сотрудничества Р.Т. Эрдогана с т.н. "джексоновскими демократами" по международному церковному проекту является требование отстранения от него Варфоломея в обозримой перспективе, так как президент Турции не доверяет ему и испытывает к нему личную неприязнь.
4. В качестве дальнейшего развития проекта использования Константинопольского патриархата как инструмента политического влияния "джекосоновских демократов" в православных странах рассматривается возможность замены серьезно дискредитировавшего себя Варфоломея на другого, также полностью подконтрольного США, но не вызывающего такого раздражения у турецких властей иерарха Константинопольского патриархата. Речь идет о 51-летнем митрополите Прусском (Прусса - греческое название современного турецкого города Бурса) Элпидофоре (И. Ламбриниадис).
По этой причине он лично присутствует на всех последних встречах патриарха Варфоломея и Дж. Байдена, а также регулярно контактирует с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Ф. Гордоном. Одновременно с этим в турецких СМИ развернута кампания, в рамках которой Элпидофор позиционируется как намного более "протурецкий" кандидат, так как является уроженцем Стамбула, служил в турецких вооружённых силах и свободно говорит по-турецки. При этом он никогда публично не поддерживает США, а после 2016 г. очень старательно изображает лояльность Р. Т. Эрдогану.
После решения вопроса с автокефалией украинской церкви Константинопольский патриархат планирует предоставить автокефалию Молдавской православной церкви с последующим переходом её под власть румын. Фактически в рамках данного проекта Константинопольский патриархат интересует получение под контроль православных приходов Гагаузии, жители которых (150 тыс. чел.) по своему диалекту и этнографии очень близки к анатолийским туркам. Эти приходы важны не только в этнокультурном плане, но и потому что в последние 15 лет наблюдается масштабная трудовая миграция гагаузов из Молдовы в Турцию, сейчас их количество, по разным оценкам, достигает 50-75 тыс. чел, в то время как число греков, которых Константинопольский патриархат только и имеет право "обслуживать", составляет в Турции не более 2-3 тыс. Таким образом, переход православных гагаузских приходов под юрисдикцию Константинопольского патриархата позволил бы ему также существенно увеличить свою паству (и как следствие, влияние) в самой Турции.
С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог!