Вена не просто отказалась принимать беженцев. Она сделала это в достаточно жесткой форме. Канцлер Австрии Себастьян
Курц пообещал, что «не пойдет немецким путем». Вместе этого австрийские власти заявили, что помогут беженцам на местах, на самом Лесбосе, обеспечив питанием и теплой одеждой.
«Это не решение проблемы. И мы должны быть очень осторожны, чтобы не посылать сигналы [о готовности принять всех беженцев], которые затем вызовут цепную реакцию, с которой мы, возможно, больше не сможем справиться, — сказал министр внутренних дел Австрии Александр Шелленберг. —
Если мы опустошим лагерь «Мори», он снова будет полон. Если вы пошлете сигналы о том, что надежда попасть в Европу существует, то тысячи беженцев скоро снова будут стоять у границ, например, в Шпильфельде».
С одной стороны, реакция Австрии стала для Германии неожиданностью. Частью правящей коалиции в стране являются «зеленые», которые принципиально выступают за принятие беженцев.
С другой стороны, от канцлера Австрии ожидать принципиально другого решения не приходилось. В 2015 году Вернер Файманн, на тот момент канцлер страны, был одним из немногих лидеров ЕС, кто полностью поддержал «политику открытых дверей» Ангелы
Меркель. Уже через год, глядя на рост антимигрантских настроений в обществе, канцлер начал дистанцироваться от позиции гостеприимства.
В начале 2016 года Файман окончательно сменил курс, введя в Австрии лимит по приему беженцев, а затем вовсе ужесточил правила предоставления убежища в стране. Однако политическая карьера Файмана не выдержала ударов, и в мае 2016-го он подал в отставку, потеряв доверие правительства. Через год страну возглавил Себастьян Курц, открыто критикующий «политику открытых дверей», что также проложило ему путь в кресло канцлера.
Соответственно, ожидать от него внезапной поддержки в вопросе приема беженцев не приходилось. Однако именно на Австрию немецкие политики затаили обиду.
Министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер заявил журналистам, что он «удивлен» отказом Австрии участвовать в европейской инициативе по разрешению кризиса. Премьер Баварии
Маркус Зедер отметил, что «вдвойне разочарован» позицией Австрии. А канцлер Ангела Меркель, как сообщает Politico, сказала коллегам по партии, что Вена заняла «плохую» позицию.
Однако, так или иначе, ответ Курца был неизбежен.
«Я также предполагаю, что очень многие европейские страны не пойдут по этому пути, принимая большое количество беженцев из Греции. Мы здесь, в Австрии, приняли очень, очень большое количество беженцев в последние годы», — подчеркнул политик в беседе с журналистами.
У Курца и Меркель довольно часто возникают разногласия по наиболее важным вопросам в Евросоюзе. В последний раз лидерам пришлось спорить относительно программы финансовой помощи странам содружества, пострадавшим от пандемии коронавируса. Канцлер Австрии настаивал на уменьшении доли невозвратных грантов и увеличении доли кредитов, в то время как Ангела Меркель вместе с президентом Франции
Эммануэлем Макроном предлагали выделить гранты в размере €500 млрд.