Тонкая грань и мифологияЧаст от часу приходят все более тревожные вести сиз Афганистана. А последние судки город за городом, район за районом сыпется последняя контролируемая пока еще законным правительством территория страны. Армия переходит под контроль движения Талибан, который уже обзавелся авиацией, тяжелой бронетехникой и вообще всем необходимым, чтобы не просто взять Кабул (а он падет практически без боя), но и развернуть войну где-то в другом месте.
Скрытый текст
Тот факт, что талибы возьмут власть над всей страной уже в ближайшее время, не вызывает никаких сомнений. Помешать им могла бы только полномасштабная иностранная интервенция, но лезть в Афганистан сейчас не стремится ровным счетом никто. И в общем то правильно. В царящей в Афганистане атмосфере паники и бегства только иностранных контингентов сейчас и не хватает.
Конечно США заявили о стремлении нарастить численность своих войск в Афганистане до 5000 стволов, но все прекрасно понимают, что это не более чем эвакуационная бригада, задача которой выполнить миссию по безопасной перевозке посольства и оставшихся граждан Америки и ценных коллаборантов из числа правительственных чиновников Афганистана и уйти окончательно. Ни одно из соседних государств серьезно проводить интервенцию не готово. Для Пакистана это чревато внутренними проблемами, для Ирана – нагнетанием международной истерии, для стран Средней Азии, извините, просто не по силам, для Индии – крайне рискованно из-за ситуации в Джамму и Кашмир, для Китая … А зачем Пекину куда то двигать войска, если с талибами проще договориться? В конце концов новому режиму будет нужно оружие и товары, которые в Афганистане не производятся, а Пекину без разницы кому и что продавать. Единственно условие Китая будет – не оказание талибами поддержки Партии Восточного Туркестана. А этого собственно и талибы делать особо не намерены.
Более того, все соседи ждут от талибов сейчас одного, попытки жесткой зачистки всех несогласных, что должно с новой силой разжечь огонь гражданской войны, который в Афганистане не потухает никогда. Таким образом, чем меньше внешней активности, тем скорее талибы смогут получить себе неразрешимую внутреннюю проблему. А в то, что они ее получат нет никаких сомнений.
Триумфальное шествие талибов по территории Афганистана может стать последними действительно победным моментом в истории афганской реконкисты. Талибы с их непримиримой позицией радикального ислама гарантированно развяжут внутренний террор и. как следствие, сопротивление со стороны практически всех сил, в первую очередь тех, что стояли с ними в одном строю.
Будущее АфганистанаПо большому счету при талибах у Афганистана будущего нет. Сколько бы ни говорили руководителя Афганистана о том, что они собираются строить умеренное исламское государство, не экспортировать терроризм и не допускать расцвета террористических группировок в стране в это не только не верится. Но и представляется практически невозможным.
Скрытый текст
Для талибов сейчас международное невмешательство вещь необходимая. Не все еще афганские чиновники удрали за рубеж, не все еще военные части разоружились. И этот момент талибам упускать нельзя. Дальше больше.
Первая плоскость с которой столкнется Афганистан – это исламизация. Обязательное исламское образование, обязательный дресс-код, шариат вместо уголовного кодекса, устранение всех изображений людей и животных (есть ли еще в Афганистане памятники Будде не знаю, но если есть, то его снос вопрос времени), запрет спорта, ограничение образования для женщин, сворачивание избирательных процессов (зачем они в халифате?) всё это непременные части афганской исламистской традиции. И против этого вряд ли кто-то будет возражать. Нет, конечно, на «Западе» будут вздыхать и охать по поводу неуважения ценностей и свобод, но вот внутри сраны против не выступит никто. Потому что жизнь дороже.
Вторая проблема более взрывоопасна. Сохранить Талибану власть над всей территорией страны будет неимоверно сложно, так как под флагами данного движения сгруппировались десятки исламистских организаций. Сейчас, после победы талибов эти структуры постараются сделать в Афганистане собственные удельные княжества. Это не может понравиться руководству Талибана. Но вопрос в том будет ли сам движение предпринимать жесткие меры по недопущению такой феодализации? Полагаю, что попытается, но поочередно. Одновременный конфликт с несколькими террористическими группировками для движения может стать роковым.
Наконец третье, но важное. В ближайшее время Афганистан ждет голод. Талибы не смогут организовать ни промышленное, ни сельскохозяйственное производство на должном уровне. Начнутся экспроприации, а за ними и бунты. И если это будет идти сдержано, то можно пройти по тонкой грани без гражданской войны, ну а если нет, то она неизбежна.
При наличии все этих факторов можно предположить, что не позднее чем через год Талибан развяжет в Афганистане новую гражданскую войну. Поскольку не может предложить Афганистану никакой иной альтернативы. Исламизм, террор и голод сделают гражданскую войну неизбежной.
Китай, как единственный шанс По большому счету у талибов есть только один шанс избежать большинства неприятностей, вслед за которыми начнется гражданская война. Это тесное взаимодействие с Китаем. Прочему именно Китай?
Скрытый текст
Китай идеальным образом вписывается в стратегии талибов и является игроком с которым талибы смогут наладить диалог и получить необходимый фундамент стабильности. Причинами к тому является и цели самого Китая и его позиции по многим вопросам.
Что касается целей, то тут всё просто. Китай заинтересован в Афганистане с точки зрения сразу трех позиций. Во-первых, это возможность использования полезных ископаемых Афганистана. Сами талибы ничего добывать не будут, они не делали это и в свой первый приход к власти. Во-вторых, это транспортные коммуникации (которые еще предстоит построить), а именно железная дорога, автомагистрали и нефте и газопроводы, это должно переформатировать рынок углеводородов Ирана и стран Средней Азии в пользу китайского направления и даст возможность альтернативных маршрутов для китайского проекта пояса и пути. Талибы инфраструктурой заниматься опять же не будут. В-третьих, это гарантия того, что никто другой не будет использовать территорию Афганистана для противодействия китайским планам. Собственно, всё это может дать Китаю Талибан.
При этом, Китай является абсолютно толерантным к исламу в любой форме радикальности, если он не в пределах территории Китая. Китай просто не будет обращать на это внимания и сделает вид, что ничего не происходит. В конце концов каких только изощренных сект и религиозных практик не видел сам Китай за свою историю. Одновременно Китай может дать талибам деньги за использования е коммуникаций и месторождений ископаемых, а также насытить рынок Афганистана товарами. Да и поставки вооружения, которое талибам тоже нужно будет обновлять (хотя, конечно, сейчас американцы им оставили богатое наследство из того, что может стрелять и взрываться), техники, организация связи и иные необходимые вещи могут быть получены от Китая талибами без особого труда.
Да и Китай крайне заинтересован, чтобы талибы расправились своими руками с некоторыми одиозными террористическими группировками (сотрудничавшими с движением), в случае попыток с их стороны феодализировать часть Афганистана в свою пользу. В таком случае от Китая можно будет получить помощь и разведданными, и авиацией, и поставками нужного вооружения.
Так что именно Китай видится единственной силой, способной придать Талибану стабильность и устойчивости и фактически предотвратить гражданскую войну.
ПакистанСовершенно другие настроения должны царить в Пакистане и дело тут не в том, что прямо сейчас к ним нагрянут талибы и подомнут под себя соседнее государства (с армией, ядерным оружием и стратегическим положением). Этого не произойдёт потому, что никому не нужно. А произойдёт совершенно другое, что, однако, официальному Исламабаду будет тоже не по вкусу.
Скрытый текст
В Афганистане живут пуштуны, в Пакистане они тоже живут. На территории племен Пакистана живут в том числе Афганские пуштуны, значительная часть из которых уже под флагами Талибана. А это означает, что мягкая инфлюэнция Талибан в Пакистан уже давно произошла. Но Территория Племен это даже в условиях Пакистана скорее исключение, а не правило. Речь же идет обо всей многомилионной стране.
А вот тут нужно отметить, что фактически Исламабаду угрожает не вторжение талибов, а поддержка идей талибов на местном уровне. В Пакистане и так есть Талибан. Свой доморощенный, а не афганский. И он может прямо сейчас получить огромное число политических очков в споре с другими силами, если афганский вариант Талибана покажет свою жизнеспособность и способность устанавливать исламские порядки при сохранении управляемости государством.
Для официального Пакистана приходящий к власти режим талибов будет страшнейшим врагом. Но врагом не институциональным (с которым можно и повоевать), а врагом экзистенциальным. Афганистан будет своеобразным зеркалом, в которое может смотреться Пакистан и видеть свои черты и те, которые хотел бы, или не хотел бы увидеть.
А это значит, что в Пакистане резко повышается вероятность того, что могут начаться гражданские волнения и к власти смогут прийти исламисты, для которых Талибан будет удобной франшизой, которую можно использовать, пародировать, сваливать на которую те или иные неудачи и при этом быть вполне воспринимаемыми населением. Но для этого афганскому Талибану придется доказать свою способность к управлению государством, свои силы в формировании порядка, который хотели бы увидеть пакистанские массы.
И тут возникают две даты, когда Пакистан может увидеть у себя «революцию талибов». Первая дата – прямо сейчас на эйфории от победы над США. Вторая – более реалистичная – 2023 год, и президентские выборы в Пакистане на которых Талибан вполне может заменить сегодняшних «легальных исламистов» из «Муттахида маджлис-э-амаль». И в случае, если картинка из Афганистана (нет, не чистые улицы и заваленные магазины, а развешенные на столбах коррупционеры и исламский порядок) будет соответствовать ожиданию арабской улицы, то Талибан вполне мирным путем может взять Пакистан.
Средняя АзияЕще одна точка потенциальной угрозы то взятия Талибаном власти – это Средняя Азия. С Афганистаном граничат целый ряд среднеазиатский республик – Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, которые уже ведут переговоры с талибами и получают от них заверение в отсутствии у Талибана стремления к каким-то завоеваниям в Средней Азии. И это правда, но мало успокаивающая среднеазиатские полу-монархии.
Скрытый текст
Дело в том, что для них есть как минимум три аспекта опасности. Первый, это сложности, которые могут возникнуть в связи с приемом у себя высокопоставленных афганских беженцев. Тот же маршал Думстум бежал в Узбекистан (всё же этнический узбек как никак). Что произойдёт, если кому-то на Западе, например, втемяшится поиграть в узбекское национальное движение против талибов? И во главе этого поставить Дустума, который с радостью отработает на подтанцовке. В таком случае спокойное отношение талибов к соседям совсем не гарантировано.
Второе – это союзники талибов из этнических (узбекских, таджикских, туркменских) радикальных течений (типа Исламского движения Узбекистана), для которых как раз соседи Афганистана и являются конечной целью. Хотя вопрос о том, будет ли активирован с их стороны режим вторжения остается открытым (если не своими силами, то с помощью России этот процесс можно будет купировать), то вот вопрос влияния безусловен. Террористические ячейки по всей Средней Азии и даже возможно в Казахстане получат достаточно мощный фундамент для своего постепенного продвижения. А дальше по законам коррозии, шаг за шагом идеи и скрытые ячейки сторонников талибов начнут разъедать неповоротливое тело таджикской, узбекской и туркменской полу-монархий.
Третье же – это ровно та же история, что и с Пакистаном, только с некоторым лагом. Это соседствующее с среднеазиатскими странами зеркало исламского государства. В котором многие могут увидеть вполне притягательные черты. Чем более «исламиски» успешным будет Афганистан, тем шире будет прослойка сочувствующих ему в Средней Азии. Да, их будет сдерживать население, выросшее при СССР. Но СССР уже нет более 30 лет, а местные князьки делали всё, чтобы вычеркивать о нем память у местного населения, переживая о реставрации Советского Союза и утрате своей личной власти. Так что почва вполне благодатная, чтобы на пространстве от Ашхабада до Душанбе возникали свои «Талибаны» с моджахедами и исламским порядком.
И это значит, что для Средней Азии закончилось время спокойствия и начинается время тревоги и стремление найти точку силы, на которую можно опереться. А кто это будет, Россия (с учетом страха перед северной альтернативой у среднеазиатских князьков), США (с учетом позорного бегства из Афганистана), или Китай (с учетом будущих позиций) это очень и очень большой вопрос.
Отредактировано: ConstB - 16 авг 2021 22:12:29
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax