"Westinghouse Electric Company и "Энергоатом", государственная атомная компания Украины, подписали эксклюзивное соглашение о поставке реакторов Westinghouse AP1000 на несколько объектов в Украине", — сообщает американская компания.
Как известно, меморандум — это никого и ни к чему не обязывающий документ, он только фиксирует факт того, что стороны обсудили конкретный вопрос. Его еще называют "документ о том, что стороны договорились договариваться дальше".
Однако значение слов "эксклюзивное соглашение" — совершенно иное, его можно понимать и так, что подписанным в США документом "Энергоатом" взял на себя обязательства использовать только технологию Westinghouse. Почему возникли такие разночтения — пока не понятно. Но в Westinghouse наверняка четко понимают разницу между "эксклюзивным соглашением" и "меморандумом". Например, в 2016 г. Westinghouse сообщал о подписании именно меморандума о взаимопонимании (Memorandum of Understanding или MOU) с другой украинской компанией — "Турбоатомом".
А как же корейцы с чехами?
Как бы там ни было, но меморандум с Westinghouse, касающийся постройки новых блоков АЭС в Украине, у "Энергоатома" — далеко не первый. Пять лет назад — 31 августа 2016 г. — было сообщено о подписании с Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP) меморандума о взаимопонимании, который также предусматривал сотрудничество в достройке энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. И не далее как год назад и.о. президента "Энергоатома" Петр Котин обсуждал с корейцами достройку блоков, а именно — состав рабочих групп, вопросы финансирования и локализации производства основных компонентов реакторной установки в Украине.
Кроме того, "Энергоатом" рассчитывал на участие в проекте достройки энергоблоков на Хмельницкой АЭС и чешской компании Skoda JS, и в октябре прошлого года тот же Петр Котин заявлял, что она — в проекте "выступает поставщиком реакторных установок для энергоблоков" и сообщал о возможном подписании межправительственного соглашения, которое даст возможность "Энергоатому" получить кредит на достройку этих блоков от Чешского экспортного банка.
За чей счет банкет?
Помимо путаницы с названием документов, которые подписала украинская сторона в США, есть и другие проблемные моменты в этом проекте, которые вполне могут поставить на нем крест. Первый — деньги.
Стоимость проекта, как указывалось выше, — $30 млрд, соответственно один энергоблок обойдется в $6 млрд. Проектов такой стоимости, объема (пять реакторов) и сложности Украина за время своей независимости еще не реализовывала. Владимир Зеленский в прошлом году заявлял, что расходы на достройку блоков №№3 и 4 Хмельницкой АЭС будут заложены в госбюджет уже этого года. Однако очевидно, что госбюджет такие расходы не потянет. Остается только привлечение кредитов, которые потом нужно будет возвращать из прибыли, полученной "Энегоатомом" от продажи электроэнергии. А прибыль будет получена за счет продажи электроэнергии потребителям. То есть, в конечном итоге, за реализации проекта заплатит рядовой украинец.
Однако с привлечением кредитов под такие проекты могут быть большие проблемы. Как отметила член коллегии Госатомрегуллирования Украины Ольга Кошарная, у подобных крупных проектов часто возникают проблемы с финансированием — на старте они требуют больших затрат, а окупаются очень медленно (15-20 лет). А на помощь международных финансовых институций, типа ЕБРР, надеяться не приходится — на атомные блоки денег они не дадут, максимум, что могут профинансировать, это строительство солнечных или ветровых электростанций.
Кроме того, реализация таких крупных проектов часто затягивается, что ведет к их значительному удорожанию. Например, в ходе строительства компанией Westinghouse двух блоков в США их общая стоимость выросла до $20 млрд.
Еще один момент — преждевременно говорить о стоимости проекта в $30 млрд, если не выполнено технико-экономическое обоснование в привязке к украинским условиям. А его в нашем случае — нет.Нарушили все процедуры
Ольга Кошарная отмечает еще один проблемный момент в этой договоренности. В сообщении украинской госкомпании указывается, что (цитата): "Энергоатом" выбрал технологию компании Westinghouse". Это прямое нарушение ст. 29 закона "О рынке электроэнергии", в которой говорится, что для строительства новых генерирующих мощностей нужно проводить конкурс. Даже в 2008 г., когда украинские власти отдали право достраивать блоки на Хмельницкой АЭС российской компании, формальности все же были соблюдены — конкурс (хотя и с условиями, выписанными под россиян) был проведен.
Еще один важный момент — в Энергетической стратегии до 2035 г. (программный документ развития украинской энергетики) указано, что Министерство энергетики и "Энергоатом" должны утвердить долгосрочную экономическую программу развития ядерной энергетики, а уже в этом документе должна быть обоснована и прописана необходимость строительства такого количества блоков. Однако из недр Министерства энергетики до сих пор не вышла даже концепция этой программы.
Возникает также и вопрос: где будут размещены новые блоки. По словам Ольги Кошарной, у нас до сих пор не утвержден кадастр для будущих блоков АЭС — список участков, где их можно было бы построить. Проект кадастра подготовлен "Киевэнергопроектом", но до сих пор не утвержден.
Их много, но мы построим еще
Возникает и резонный вопрос о необходимости строительства такого количества новых атомных блоков. Дело в том, что действующих сегодня атомных мощностей хватает с избытком. Мало того, блоки АЭС, которые работают в базовом режиме (то есть выдают постоянную мощность круглые сутки, а не меняют выдаваемую мощность в зависимости от потребности в электроэнергии) вкупе со скачками выработки электроэнергии на солнечных станциях создают трудности для управления объединенной энергосистемой. Украинской энергосистеме сегодня не хватает как раз маневренных мощностей, способных быстро нарастить и снизить производство электроэнергии. Однако конкурсы на строительство новых мощностей с быстрым стартом на газе до сих пор не проводятся, поскольку не утверждены условия таких конкурсов. Не проводятся и аукционы на строительство новых мощностей "зеленой" энергетики, поскольку нет условий проведения таких аукционов.
"Поэтому даже если добавить только еще 2 ГВт мощностей блоков №№3 и 4 Хмельницкой АЭС, то это создаст новые проблемы для нашей и так очень не гибкой энергосистемы", — сказала Ольга Кошарная.
Также она напомнила, что системный оператор "Укрэнерго" ежегодно обновляет с учетом изменяющихся условий такой документ, как План развития энергосистемы на 10 лет, и готовит Отчет о достаточности генерирующих мощностей. Но в этих документах ничего не говорится о необходимости построить сразу пять энергоблоков общей мощностью 5,5 ГВт. Нет пяти новых энергоблоков и в Энергетической стратегии до 2035 г.
Сегодня на четырех украинских АЭС работает 15 блоков, самые старые из которых — блоки №№1 и 2 ВВЭР-440 Ровенской АЭС, построенные в 1980 и 1981 гг. соответственно. Однако срок службы этих блоков в прошлом году был продлен еще на 10 лет — они могут эксплуатироваться до 2030 и 2031 гг.
А блоки типа ВВЭР -1000, которые работают, например, на Запорожской АЭС (6 блоков построены в период с 1985 по 1996 г.), по словам Ольги Кошарной, в мире могут эксплуатироваться в течение 60 лет, а в США — и всех 80-ти. Поэтому дефицита блоков в ближайшее время в Украине, даже несмотря на то, что часть из них построена еще во времена СССР, никак не ожидается.