Скрытый текст
Лидирующими категориями в структуре продаж на польский рынок являются шрот и жмыхи. По данным ФТС, в прошлом году их поставки в стоимостном выражении выросли на 30%, до $37 млн, но в натуральном объеме снизились на 5,3%, до 69 тыс. тонн.
По словам руководителя центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрея Дальнова, на которого ссылается центр, около 90% поступающего в Польшу шрота - это продукт переработки соевых бобов. Эта страна входит в число лидеров по импорту соевого шрота из России: общий объем российских поставок в стоимостном выражении в дальнее зарубежье составил $441 млн, из которых на долю Польши пришлось около 8%. При этом цена шрота выросла вслед за общим ростом цен на мировых рынках масличных и продуктов их переработки, напомнил он.
Центр также сообщил, что поставки мороженой рыбы в Польшу выросли в 2,7 раза, до 10 тыс. тонн, и в 2,8 раза, до $33 млн. В том числе Польша ввезла из РФ 8,6 тыс. тонн мороженой трески (в 2,7 раза больше, чем в 2020 году) на $28 млн (в 2,9 раза больше), а также 1,3 тыс. тонн пикши на $3,2 млн (в 2020 году не поставлялась).
Экспорт непищевых жиров и масел (код ТН ВЭД 151800) увеличился на 38%, до 30 тыс. тонн, и в 2,5 раза, до $32 млн. В топ-5 также вошли семена льна (на $15 млн, на 4,8% меньше) и семена горчицы (на $11 млн, на 3,9% больше).
Помимо этого, Россия нарастила экспорт в Польшу дрожжей (в 1,7 раза, до $3,6 млн), пива (в 2,9 раза, до $1,4 млн), растворимого кофе и продуктов на его основе ($1,4 млн, в 2020 году поставок не было), меда (в 3,7 раза, до $1,5 млн). В результате Польша вышла в 2021 году на первое место среди покупателей российского натурального меда с долей около 24%.
Кроме того, по словам Дальнова, среди поляков становятся популярными российские огурцы, которые появились в статистике российского экспорта в Польшу всего три года назад. В 2021 году этих овощей в Польшу было экспортировано примерно на $2 млн.
По оценке "Агроэкспорта", потенциал поставок продукции АПК из России в Польшу к 2030 году превышает $700 млн. Среди перспективных товаров - шрот и жмыхи, рыба и рыбное филе, продукты для кормления животных, растительные масла (подсолнечное, соевое и рапсовое), табак и др.
Польша является крупнейшим рынком продуктов питания среди государств Центральной и Восточной Европы.
По данным ITC Trade Map, в 2020 году страна поставила на внешние рынки продовольствия на $38 млрд, среди ведущих позиций - сигары и сигареты (более $4 млрд), мясо птицы ($2,7 млрд), шоколадные кондитерские изделия ($2,1 млрд). Импорт продукции АПК Польши в 2020 году превысил $25 млрд. В структуре поставок лидировали свинина ($1,5 млрд), готовые продукты для кормления животных ($1,4 млрд), свежая и охлажденная рыба ($1,3 млрд), соевые жмыхи ($1 млрд), шоколадные изделия ($0,9 млрд).