В то время как африканские лидеры жаждут многомиллионных доходов, которые, вероятно, принесут газовые сделки, они также называют внезапный интерес к их ресурсам двойным стандартом, который увековечивает эксплуатацию региона Западом. Они задаются вопросом, почему Африка должна отказаться от грязного топлива, тем самым задерживая доступ сотен миллионов людей к электричеству, даже если ее газ используется для поддержания света в Европе. Богатые страны неохотно финансируют трубопроводы и электростанции, которые облегчили бы использование газа в Африке из-за его выбросов, но не выполнили обещаний помочь финансировать "зеленые" проекты, которые могли бы стать альтернативным источником энергии.
Неловкое положение Европы было продемонстрировано на саммите лидеров "Большой семерки" в прошлом месяце. Наиболее развитые экономики мира отказались от климатического обязательства прекратить финансирование зарубежных проектов, связанных с ископаемым топливом, но указали, что исключения, вероятно, будут применяться к проектам, которые позволят увеличить поставки СПГ в их страны. Недавно законодатели Европейского союза проголосовали за то, чтобы классифицировать газовые и атомные энергетические проекты в рамках блока как “зеленые инвестиции”, что потенциально открывает новые возможности для финансирования на миллиарды евро.
Такой подход раздражает африканских лидеров, которым нужно топливо, любое топливо, чтобы вытащить миллионы людей из нищеты. “Нам нужно долгосрочное партнерство, а не непоследовательность и противоречия в политике зеленой энергетики со стороны Великобритании и Европейского союза”, - заявил президент Нигерии Мухаммаду Бухари в письменных комментариях. “Это не помогает их энергетической безопасности, это не помогает экономике Нигерии, и это не помогает окружающей среде. Это лицемерие, которому должен быть положен конец”.
Безусловно, правительства стран Африки к югу от Сахары разделяют вину за свои недоиспользуемые запасы газа. Немногие страны серьезно инвестировали или реформировали свой энергетический или нефтегазовый секторы, особенно Нигерия, где завод на Бонни-Айленд с 2021 года работает как минимум на 20% ниже установленной мощности из-за кражи трубопроводов и вандализма. Многие африканские лидеры поддерживают увеличение экспорта газа, чтобы помочь своим стесненным в средствах правительствам, но они также хотят получить доступ к финансированию, которое позволило бы им использовать потенциал топлива для создания внутренних рынков природного газа.
“Они не могут просто прийти и сказать: ”Нам нужен ваш газ, я куплю ваш газ, и мы доставим его в Европу", - заявил Габриэль Обианг Лима, министр энергетики Экваториальной Гвинеи, на пресс-конференции в мае. “Они должны что-то вернуть нам”.
Газ долгое время вызывал споры с точки зрения климата: он горит чище, чем другие ископаемые виды топлива, но все же вызывает загрязнение углекислым газом и имеет тенденцию к утечке сверхтеплого парникового газа метана. Собственная позиция Европы в отношении топлива изменилась с начала войны. Ее главным приоритетом сейчас является скупка как можно большего количества СПГ, в то время как такие страны, как Германия, Австрия и Нидерланды, обратились к углю в качестве резервного варианта.
Европейские политики утверждают, что ископаемое топливо - это пластырь, необходимый для того, чтобы помочь блоку пережить нынешний кризис, чтобы он мог избежать дефицита и отключений электроэнергии, которые могут ослабить поддержку санкций против России. Теоретически, параллельные планы по наращиванию возобновляемых источников энергии намного быстрее, чем планировалось ранее, позволят сбалансировать климатические масштабы, что приведет к снижению выбросов в целом. Но ЕС также не решается проводить политику, которая ограничила бы потребление энергии прямо сейчас, опасаясь политической реакции.
В то время как математика климата может в конечном итоге сработать так, как говорят официальные лица ЕС, это послание сложнее продать за границу.
“Весь Запад развивался за счет ископаемого топлива — даже сейчас, когда мы говорим, некоторые западные страны решают вернуть уголь в свой энергетический баланс из-за войны. Итак, когда мир хочет перейти к нулевым выбросам углерода, кто должен сделать больше?” - сказал Мэтью Опоку Премпех, министр энергетики Ганы, которая за последние несколько лет добилась значительных открытий в области нефти и газа. “Неужели Запад говорит, что Африка должна оставаться неразвитой?”
Все европейцы имеют доступ к электричеству, но гораздо меньше африканцев имеют его
Вопрос финансирования изменения климата, вероятно, будет доминировать на переговорах COP27 в этом году в Египте, которые будут в значительной степени сосредоточены на решениях для Африки. Будущее газа также будет ключевой темой, учитывая, что принимающая страна и многие развивающиеся страны рассматривают его как способ отказаться от угля, по словам Кваси Квартенга, делового секретаря Великобритании, которая принимала прошлогодний саммит. “Для них газ - это часть переходного периода".
Международное энергетическое агентство, которое в прошлом году призвало положить конец новым разработкам ископаемого топлива, в недавнем докладе утверждало, что Африке следует разрешить эксплуатировать свои газовые ресурсы. Доля континента в исторических глобальных выбросах возросла бы только до 3,5% с 3%, даже если бы он использовал каждую молекулу своих известных запасов газа. Всеобщий доступ к энергии на континенте может быть достигнут к 2030 году при инвестициях в размере 25 миллиардов долларов в год, что эквивалентно всего 1% денег, поступающих в энергетический сектор во всем мире.
Недавняя волна крупных открытий привела к крупным частным проектам с гигантами ископаемого топлива, включая Exxon Mobil, BP и Shell, которые потратили десятки миллиардов долларов в Мозамбике, Танзании, Сенегале и Мавритании, чтобы добывать больше газа для экспорта. По данным консультантов Rystad Energy, существуют планы по расширению существующих мощностей по производству СПГ в Нигерии и Анголе, что может помочь Африке производить 470 миллиардов кубометров газа в год к концу 2030-х годов, что составляет около 75% российского производства в этом году. Почти вся она будет направлена за пределы региона.
Между тем, в Африке ощущается нехватка новых источников финансирования для электростанций, работающих на газе. Правительства и предприятия планируют реализовать проекты на сумму 100 миллиардов долларов, включая 35 гигаватт электроэнергии, работающей на газе, но не могут найти деньги на строительство большинства из них. Некоторые страны заключили соглашения о том, чтобы некоторая часть газа, добываемого иностранными компаниями, использовалась внутри страны, и все компании платят налоги, но вырученных средств часто недостаточно для полного преобразования электросетей и строительства крупной инфраструктуры.
Финансирование проектов газовой энергетики со стороны таких институтов, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейский инвестиционный банк, практически прекратилось по климатическим причинам. Частные инвесторы также обеспокоены тем, что они могут оказаться в затруднительном положении, поскольку мир пытается достичь нулевого уровня выбросов в ближайшие десятилетия.
По словам Майка Шоли, главного исполнительного директора владельца электростанции Globeleq Inc., такие проекты, как центральная электростанция Термика-де-Темане в Мозамбике, которая в декабре получила финансирование в размере 652 миллионов долларов, становятся все более труднодоступными для инвестиций. Международная финансовая корпорация Всемирного банка и Американская Международная финансовая корпорация развития, два ключевых инвестора, предприняли шаги по прекращению зарубежного финансирования углеродоемких проектов.
Вики Форд, министр Великобритании по делам Африки, предположила, что планка для любого финансирования развития, направленного на газовые предложения, будет высокой. “Самой большой проблемой, с которой сталкивается мир, по-прежнему остается изменение климата”, - сказала она в интервью 17 мая. ”Долгосрочная стратегия также должна продолжать работать в направлении возобновляемых источников энергии". У себя дома ее правительство настаивает на расширении разведки нефтяных и газовых скважин в Северном море.
О
бращение к Африке за краткосрочной компенсацией за газ является “покровительственным” и “лицемерным”, сказал Карлос Лопес, бывший глава Экономической комиссии ООН для Африки. “Абсолютно возмутительно говорить африканцам, что они в принципе не должны рассматривать варианты, которые у них есть перед ними, и в то же время ускорять запрос на газ для Европы из-за российско-украинской войны”.
Виджая Рамачандран, директор по энергетике и развитию Института прорыва, калифорнийского аналитического центра, была более прямолинейна. По ее словам, это “зеленый колониализм”, поскольку богатые страны эксплуатируют ресурсы более бедных стран, по сути, отказывая им в аналогичном доступе во имя борьбы с изменением климата.
В ответ на критику Европейская комиссия заявила, что ЕС “активно инвестирует в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность” у себя дома и во всем мире. “У многих стран есть возможность перескочить через углеродоемкое развитие и извлечь выгоду из более экологичной, более равноправной экономики, которая обеспечивает доступ к энергии миллионам людей”, - сказал Тим Макфи, представитель компании, в электронном письме.
Острота климатического кризиса вряд ли ускользает от внимания африканцев. Глобальное потепление уже принесло разрушения по всему континенту. В настоящее время Африканский Рог переживает самую сильную засуху за последние четыре десятилетия. Опустынивание угрожает засушливому Сахелю, в то время как эрозия разрушает прибрежные города, такие как Лагос и Аккра.
В ближайшие десятилетия, по мере роста численности населения и потепления Земли, ситуация будет только ухудшаться. В докладе Всемирного банка, опубликованном в октябре, прогнозируется, что континент сильнее всего пострадает от изменения климата, последствия которого включают массовую внутреннюю миграцию и “рост бедности, нестабильности, конфликтов и насилия”.
Экономическое развитие, в том числе за счет ископаемого топлива, необходимо региону для адаптации к экстремальным погодным явлениям, которые произойдут независимо от того, будут ли своевременно сокращены выбросы, чтобы избежать наиболее катастрофических последствий глобального потепления. Но препятствия, с которыми сталкиваются африканские страны при переходе на газ или "зеленую" энергетику, означают, что миллионы людей вместо этого сжигают более грязные виды топлива, такие как древесный уголь, вдыхая смертельные пары и производя больше выбросов. По оценкам МЭА, число людей в странах Африки к югу от Сахары, не имеющих доступа к чистому топливу для приготовления пищи, будет расти на 6% в год с 2020 по 2030 год.
https://www.bloomber…ium-europeВ Бодо, недалеко от острова Бонни, оборванные линии электропередач безвольно висят над головой, пока женщины готовят еду на дровах. “Мы замечаем много негативных последствий — дым беспокоит наши глаза”, - говорит Моника Гборо, которая продает фасоль и кукурузную муку в импровизированном магазине. “Если ваши дети подходят к вам на кухне, вы прогоняете их из-за дыма. Так не должно быть.”