Станция была построена по советскому проекту, над созданием которого трудился Курчатовский институт, а силовые установки были разработаны в ОКБ "Гидропресс". Венграм, входившим тогда в блок Варшавского договора, оставили в наследство четыре атомных реактора типа ВВЭР-440 совокупной электрической мощностью две тысячи мегаватт.
Интересный факт, изначально планировалось, что реакторы будут иметь мощность в 500 мегаватт, но разработчики уперлись в отсутствие подходящих турбин и невозможность их построить в ближайшем будущем, а потому показатели пришлось осознанно снижать.
Первый "четыреста сороковой" был синхронизирован и включен в сеть в 1983 году, а последний (четвертый) уже в 1987-ом. Как видим, стройка шла ударными темпами.
Венгры оказались очень рачительными хозяевами и уже в новом времени с его экологическим психозом и латентной русофобией, которая и не думала никуда уходить из Европы, сохранили единственную АЭС в полной конструкторской целостности и производственной работоспособности. Пока Германия, а вместе с ней и прочие страны ЕС помпезно объявляли о планах по сворачиванию атомной энергетики, Будапешт преспокойно сотрудничал с корпорацией "Росатом" и ждал удобного момента.
Ничего удивительного здесь нет.
ВВЭР-440 хоть и считаются сегодня технически и морально устаревшими, но
четыре этих "горшка" обеспечивают производство 52 процентов электричества в стране. Цифры статистики говорят лучше любой пропаганды - на базе мирного атома в Венгрии генерируется 15,9 тераватт-часов электричества. Для сравнения, второй по важности ресурс, природный газ, добавляет в энергетическую кубышку лишь 8,6 тераватт-часов, далее в порядке убывания идут солнечная энергия (4,9) и уголь (3). Общая же
генерация по итогам 2021 года составила 38,9 тераватт-часов энергии.
Здесь нужно обязательно уточнить, что в пересчете расхода энергии на душу населения Венгрия является одной из самых бедных стран Европы. Каждый мадьяр в год
потребляет порядка 4 200 киловатт-часов электричества, что на 25 процентов меньше, чем в среднем по Евросоюзу.
Также в голове нужно держать сугубо политический момент. Во главе Венгрии вот уже четыре срока стоит команда Виктора Орбана и простая логика подсказывает, что граждане переизбирают его не просто так, а потому, что видят некие положительные результаты.
Что касается темы нашего сегодняшнего разговора, то Орбан и соответствующие ведомства ни на секунду не прекращали работу по реализации, пожалуй, главного энергетического и исторического проекта государства.
В 2016 году во время своего визита в Будапешт Владимир Путин подтвердил готовность не только построить два новых энергоблока, но и выделить под этого кредит. Первоначальная стоимость двух энергоблоков оценивалась в 12,5 миллиарда евро, 80 процентов из которых должны были быть погашены за счет российских кредитных средств. Случилось это, напомним, спустя всего два года после воссоединения Крыма с Россией и наша страна находилась в очередной геополитической изоляции, а на Орбана и его команду в буквальном смысле набросилась вся Европа, требуя немедленно свернуть любое сотрудничество с Москвой.
Однако официальный Будапешт, да простят нас за вольность формулировки, действовал по принципу "Васька слушает, да ест".
Уже через год HAEA выдала лицензию на земельный участок под новые энергоблоки, более того, местные атомщики продавили в Еврокомиссии заключение, что модернизация "Пакш" не нарушает антимонопольных правил.
Дальше – больше.
Без лишней огласки HAEA создала 15 научных групп, которые все эти годы вели планомерную подготовку к реализации проекта.
Были разработаны и поданы на рассмотрение соответствующим регулирующими органами ЕС документы общим объемом более двухсот тысяч страниц. Один только предварительный отчет по безопасности содержал свыше 37 тысяч листов. Были проведены общественные слушания, на которых население высказало свое одобрение, после чего проектная документация была передана в Международное агентство по атомной энергетике.
Понимая, сколь долго под давлением политических обстоятельств может идти рассмотрение вопроса, венгры продолжали стелить соломку.
Июнь 2021 года, HAEA выдает заключение о соответствии будущей строительной площадки всем горно-геологическим требованиям.
Июль – выдано разрешение на проведение испытаний фильтрационной завесы.
Октябрь – разрешение на начало земляных работ.
Ноябрь – выдано разрешение на строительство корпусов реакторов.
Май 2022-го (то есть уже после начала СВО), выдана лицензия на сооружение фильтрационной завесы.
Июнь – лицензии на работы по стабилизации почвы и производство ловушки расплава.
Июль – существующие пока только на бумаге реакторы
получили лицензию на включение в национальную энергосеть.
А теперь, уважаемые читатели, попробуйте вспомнить хоть одно упоминание об этих событиях в прессе. Это тот самый прием фокусников, о котором мы писали в самом начале. Пока все были заняты пандемией, ценами на нефть и санкционным боксом, венгерские атомщики тихо и незаметно сделали все необходимое.
За кадром остается вопрос, зачем же было приложено столько научных и политических усилий. Здесь все предельно просто.