Скрытый текст
Авторы проекта считают, что указанные соглашения были направлены в первую очередь на защиту прав военных пенсионеров СССР, и они задачу по обеспечению их прав «на переходный период» уже выполнили. Основными причинами их денонсации послужила «возникшая несправедливость» из-за того, что в государствах – участниках СНГ пенсионное обеспечение бывших военнослужащих установлено значительно ниже уровня аналогичной российской пенсии, и из-за значительного роста количества выплат пенсий лицам, не проходившим военную службу ни в СССР, ни в РФ, служба которых проходила только на территории иностранных государств, в том числе в иностранных спецслужбах.
«Зачастую такая служба (особенно в последнее время) направлена на подрыв нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций, размывание российских культурных и духовных ценностей, а также подпитывание экстремистских течений на территории РФ», – отмечается в пояснительной записке.
При этом в пояснительной записке оговаривается возможность заключить другие соглашения о пенсиях в формате международных двусторонних договоров: ст. 2 Соглашения между странами СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих от 14 февраля 1992 г. позволяет устанавливать порядок пенсионного обеспечения межправительственными соглашениями. Кроме того, выплата пенсий за счет государства – участника СНГ, в котором они проходили военную службу, есть в аналогичном соглашении стран – членов Евразийского экономического союза.
Что же касается россиян, уехавших в страны СНГ, выплата пенсий им будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ, от 2014 г. «Такой порядок позволит пенсионерам силовых ведомств при переселении в государства – участники СНГ продолжать получать пенсию в размерах, установленных российским законодательством», – подчеркивается в документе.
Участниками соглашения от 1992 г. кроме России были Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Последняя вышла из СНГ в 2019 г., а соглашение о пенсиях военным денонсировала 23 декабря 2022 г. «Огромное число ветеранов в том числе проживает и на территории современной Украины и в других республиках, которые проявляют крайне недружественную политику», – заявил «Ведомостям» член общественного совета при Министерстве обороны Вячеслав Калинин.
О каком количестве пенсионеров, попадающих под действие соглашения, идет речь, в законопроекте и сопроводительных документах к нему не говорится, как и о выгоде для бюджета. Средний размер пенсии по линии Минобороны составит 41 900 руб., говорил в октябре 2022 г. первый замминистра финансов Леонид Горнин в Госдуме. Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов отметил, что выплаты военным пенсионерам осуществляет Минобороны, но затруднился назвать «Ведомостям» количество пенсионеров из СНГ, постоянно проживающих на территории России.
«Действительно, пенсии для военнослужащих в России выше, поэтому военные пенсионеры из стран СНГ стараются приехать в Россию, – сказал Картаполов. – Кроме того, сейчас сложно контролировать, кто эти пенсии получает в странах СНГ или в тех странах, которые раньше входили в состав Советского Союза, – поскольку часть стран изменили курс в отношении России на недружественный, это касается Прибалтики и Украины».
Юрист, представитель узбекской диаспоры Москвы Бахром Исмаилов считает, что сейчас, если посмотреть структуру миграции, то преобладает трудовая. Говорить о том, что существует массовый туризм с целью получать в России военную пенсию, ошибочно, полагает он.
Весной 2022 г. было денонсировано аналогичное соглашение для граждан из СНГ без военного опыта. Оно предполагало, что в случае переезда гражданина в другое государство ему назначается пенсия по нормам страны проживания. А все расходы, связанные с пенсионным обеспечением по соглашениям от 15 мая 1992 г., осуществляются государствами – участниками СНГ за счет их бюджетов без взаимных расчетов. Обычные пенсионеры перестали претендовать на российские пенсии с 1 января 2023 г., но уже назначенные выплаты пересматриваться не будут.
Замминистра внутренних дел Виталий Шулика в своем отзыве на подготовленный МИД и ФСБ законопроект предложил включить в рассматриваемые проекты положения о денонсации Соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. В ответ на предложение МВД, следует из документов, приложенных к проекту, зампредседателя правительства Татьяна Голикова поручила министерству совместно с другими ведомствами проработать этот вопрос и внести его отдельно.