Российские предприятия также являются основными покупателями
узбекского текстиля. В 2021 году Узбекистан на 38,9% увеличил экспорт текстильной продукции — до 910,7 млн долларов (31,1% всех поставок). Но и здесь необходимо учитывать факт возможного реэкспорта через соседние страны.
Узбекистан также возобновил
экспорт газа: если в 2020 году было поставлено 2402 кубометра газа на 300 долларов, то в 2021 году — уже 627,9 млн кубометров на 76,6 млн долларов. В физическом объёме уменьшились поставки полимеров — с 77,9 тысячи до 63,3 тысячи тонн, но они выросли в стоимостном выражении — с 58,8 млн до 85,1 млн долларов. Аналогичная ситуация с трикотажными полотнами — 13,2 тысячи тонн на 50,1 млн долларов против 11,9 тысячи тонн на 60,2 млн долларов.
Почти в 2,5 раза вырос экспорт необработанного цинка — до 15,2 тысячи тонн (на 45,2 млн долларов). Узбекские предприятия также заметно увеличили поставки фруктовых и овощных соков — с 6595 тонн до 10,7 тысячи тонн (13,2 млн долларов).
Россия
занимает второе место после Казахстана по поставкам продуктов питания в Узбекистан — 799,2 млн долларов (27,3%). На российских производителей приходится больше половины всего импорта растительного масла — 207,6 млн долларов (66,2%) и маргарина — 86,6 млн долларов (80,8%), а также треть молока и молочных продуктов — 17,9 млн долларов (32,2%).
Узбекистан также в больших объёмах импортирует шоколад и другие продукты с содержанием какао — 36,7 тысячи тонн (83,2 млн долларов), хлеб и кондитерские изделия — 16,3 тысячи тонн (31,5 млн долларов), стиральные машины — 76,5 тысячи штук (20 млн долларов), легковые автомобили — 4539 (68,7 млн долларов), прокладки, тампоны, пелёнки, подгузники — 7378,4 тонны (27,1 млн долларов).
Кроме того, Россия поставляет в Узбекистан нефть и нефтепродукты — 643,3 тысячи тонн и 59,2 тысячи литров (443,2 млн долларов), лесоматериалы — 2,16 млн кубометров (328,3 млн долларов), древесно-стружечные плиты — 458,5 тысячи кубометров (115,5 млн долларов), древесно-волокнистые плиты — 46,4 млн кв. м (121,1 млн долларов), трубы и трубки из чёрных материалов — 175,5 тысячи тонн (233 млн долларов), руды и медные концентраты — 18,9 тысячи тонн (137,4 млн долларов), металлические полуфабрикаты и плоский прокат из железа или стали — 531,9 тысячи тонн (499,8 млн долларов), лекарства — 5739 тонн (107,1 млн долларов) и другие промышленные товары.
Из-за девальвации рубля экспортная продукция узбекистанских производителей станет дороже на российском рынке и менее конкурентоспособной. В правительстве Узбекистана рекомендовали экспортёрам заключать контракты с привязкой к иностранной валюте, чтобы снизить риски потерь.
Что касается импорта, то есть вероятность того, что импортируемые из России товары будут поступать на рынок Узбекистана дешевле. При этом российская сторона может
ограничить экспорт некоторых товаров для обеспечения своего внутреннего рынка.
Финансирование
Компании из Узбекистана в последние годы привлекли значительные кредитные ресурсы из России. Главным образом у банков, которые сейчас находятся в санкционном списке:
- «Газпромбанк» — в 2021 году банк заключил несколько кредитных соглашений с компаниями, работающими в Узбекистане. Например, он намеревается предоставить 750 млн долларов владельцу Самаркандского химзавода на два проекта, а также 300 млн долларов «Узтрансгазу». Помимо этого, «Газпромбанк» вошёл в консорциум, который выделит Jizzakh Petroleum 800 млн долларов для строительства нового газохимического комплекса в Бухарской области. До этого банк выделил кредит на 120 млн долларов для реализации проекта на Шуртанском газохимическом комплексе, а также планировал принять участие в финансировании модернизации аэропорта Самарканда.
- ВТБ — банк для финансирования инвестиционной программы Навоийского горно-металлургического комбината планировал выделить 1 млрд долларов;
- Российская госкорпорация ВЭБ.РФ — в 2019—2022 годах планировала выделить 174 млн евро на поддержку поставок российской высокотехнологичной продукции в Узбекистан. ВЭБ.РФ также открыл «Узбекнефтегазу» кредитную линию на 650 млн долларов. Корпорация также выделяла кредит в 712 млн евро без государственных гарантий и поручительств на строительство медной обогатительной фабрики в составе АГМК.
Учитывая, что эти банки должны финансировать крупные экономические проекты, возникает вероятность, что Узбекистан может лишиться этих источников из-за санкций. Правительству придётся провести переговоры с российскими партнёрами, чтобы выяснить, можно ли рассчитывать на дальнейшее финансирование.
При этом, по данным собеседников «Газеты.uz», в правительстве не переживают насчёт финансирования, поскольку проекты, реализуемые в Узбекистане, являются «ликвидными и интересными», и привлечь ресурсы из других стран не будет проблемой.
Кроме того, Узбекистан может получить выгоду в долгосрочной перспективе. Для привлечения кредитных средств из западных банков или долгового рынка путём выпуска еврооблигаций по более низкой ставке необходима более тщательная проработка проектов и проведение трансформации предприятий. Также возможен вариант с приватизацией проектов.