Уже утвержден план высылки мигрантов, просящих в Англии убежище, аж в Руанду — ожидать решения придется там. На днях заключено соглашения Британии с Турцией о координации усилий в борьбе с бандами, занимающимися переправкой беженцев в Европу.
Но главное, как быть с теми, кто уже перебрался в Королевство?
Заместитель председателя консервативной партии Ли Андерсон признает: «Мы сейчас у власти и мы проиграли этот бой. Сомнений нет. Обещали, что найдем выход, и проиграли».
Одна из панацей, придуманных правительством — селить мигрантов на большой барже «Бибби Стокгольм», стоящей на приколе в Портленде. Дело в том, что сейчас их держат в гостиницах и это стоит 6 миллионов фунтов стерлингов в день — более 2 миллиардов в год. Первую партию в 25 человек отправили на баржу на днях, но 15 из них отказались покидать отели. Тогда МВД пригрозило вообще лишить их какого бы то ни было оплачиваемого жилья с самой печальной перспективой.
«Мы должны выпереть этих людей обратно во Францию» ( в оригинале f*** off back to France), — заявил Ли Андерсон. Министр иммиграции ответил на это, что «выбрал бы другой вокабуляр, но согласен с коллегой по существу».
Бывший председатель Консервативной партии Джейк Берри считает, что Андерсон своим прямым заявлением выразил распространенное мнение о том, что «в Британии довольное мягкотелый подход к вопросам о предоставлении убежища. Франция удовлетворяет только треть прошений, а у нас — целых 77%».
«Это же не меню à la carte, — говорит Роберт Дженрик, — где люди могут выбирать гостиницу или жилье по своему желанию. И мы не можем селить их в четырехзвездные отели».
Министр утверждает, что «баржа в Портленде использовалась для проживания рабочих на местных газовых и нефтяных скважинах. Похожие варианты работают в Бельгии и Голландии. А в Шотландии на них селят украинских беженцев. Если эти люди там без проблем живут, то почему не могут жить мигранты»?
На «Бибби Стокгольм» предполагается отправить 506 человек при ее вместимости 222. Главные вопросы возникли у пожарных — слишком узкие коридоры и мало аварийных выходов — два на три палубы: «Как бы баржа не превратилась в «плавучий Гренфелл», — сетуют местные власти. (Имеется в виду пожар в лондонской башне Гренфелл в 2017 году, когда погиб 71 человек, в основном выходцы из Африки).
Каюты-комнаты рассчитаны на 2, 4 или 6 человек. В каждой из них — телевизор, правда, без антенны, чтобы не сидели у экранов, а социализировались. В неделю — 9,5 фунтов, столовая с диетическим и веганским меню (ну, в Африке же сплошные веганы), уроки английского, экскурсии по графству Дорсет, wi-fi 1 Гб в секунду, спортзал и выезд на площадку для крикета (это же традиционная африканская игра). Но вообще сверху на тюрьму смахивает, если честно.
Эту тему развивают и бесчисленные правозащитные организации, отстаивающие права мигрантов.
«Среди наших клиентов немало людей, переживших пытки, современное рабство и травмированных условиями недавней переправы по морю. Селить их в плавучую тюрьму — бесчеловечно», — говорит исполнительный директор благотворительной организации Care4Calais Стив Смит.
У правительства нашлись еще варианты. Например, Остров Вознесения в океане есть — достали из архива план отправки беженцев в Южную Атлантику, за 6 500 километров от Альбиона. Джекоб Рис-Могг во времена разработки этой идеи был членом кабинета и рассказывает, почему от нее отказались:
«Это стоило бы казне по миллиону фунтов на человека. Сначала надо было забросить туда строительные бытовки. Платить хорошие деньги рабочим, пока они сооружают корпуса для проживания. Потом найти и заманить большой зарплатой людей, которые надолго переехали бы туда управлять хозяйством».
Можно отправлять их на две бывшие базы ВВС Везерсфилд и Скэмптон. На первую даже переселили пробную партию из 46 человек, но вдруг обнаружили вспышку туберкулеза, чесотки и цинги. Сейчас желающих работать на базе нет, 14 корпусов пустуют.
В любом случае, государственные структуры не справляются с расселением мигрантов, и эту карту не могут не разыграть лейбористы.
«Правительство привело нас к катастрофе, — говорит министр внутренних дел теневого кабинета Иветт Купер. В декабре, когда в отелях за наш счет проживало 40 тысяч человек, Сунак обещал покончить с проблемой. Теперь их количество возросло на 25 процентов — до 50 тысяч!».