При таком раскладе дешевая рабочая сила действительно больше не нужна. Необходимы высококвалифицированные специалисты, управленцы, технологи. И как пишет Голдман, они в Китае есть в необходимом количестве:
«Почти две трети китайских граждан ныне имеют полное среднее образование, по сравнению с 3%, как это было в 1979 году. Китай выпускает больше инженеров, чем весь остальной мир вместе взятый, а китайские университеты преподают по высшим мировым стандартам. [...] Китай также расширил свой экономический охват. Сейчас он экспортирует больше на Глобальный Юг, чем на развитые рынки, удвоив свой экспорт в АСЕАН и утроив экспорт в Центральную Азию после 2020 года. Он строит широкополосную связь, железные дороги и порты от Африки до Южной Америки, создавая постоянный рынок для своего экспорта», — продолжает Голдман о китайской стратегии развития.
И делает вывод: «Китай полон решимости возглавить четвертую промышленную революцию. Китайский телекоммуникационный гигант Huawei имеет шесть контрактов на создание корпоративных сетей 6G для поддержки заводских приложений искусственного интеллекта. Китай в настоящее время является крупнейшим в мире рынком промышленных роботов. Если то, что мы уже видели в секторе электромобилей, распространится на остальную часть экономики, Китай получит непреодолимое лидерство в промышленности. Технические ограничения со стороны США не имеют большого влияния. Промышленные приложения ИИ достаточно хорошо работают на старых чипах, которые Китай производит у себя дома. Без доступа к новейшим чипам Huawei не может продавать конкурентоспособные смартфоны 5G, но ее приложения искусственного интеллекта могут управлять заводами, портами и шахтами».
Но все это не абстрактные цифры, бездушные машины и технологии. Все это напрямую отражается на жизни людей. стимулируя их к дальнейшему творчеству.
«По данным Всемирного банка, — пишет Голдман, реальный ВВП Китая на душу населения вырос с $404 в 1979 году, когда Дэн Сяопин открыл экономику для частного предпринимательства, до $11 560 в 2022 году. С 2001 года подушевой ВВП подскочил в пять раз. Напротив, реальный ВВП на душу населения в Индии вырос с $373 в 1979 году до всего $2,085 в 2022 году. Вот вам сравнение, которое наглядно показывает уникальное экономическое чудо Китая».
Индия, которая следовала рекомендациям западных экономистов и опиралась во многом на колониальные традиции, ничего подобного не продемонстрировала, полностью проиграв это соревнование Китаю.
А как же США, мировой технологический, финансовый и экономический лидер? Об это пишет другой ведущий американский журнал The National Interest в статье под заголовком «Почему Америка проигрывает технологическую войну с Китаем». Подтверждая мысли Дэвида Голдмана о высочайшем уровне автоматизации китайских заводов, фабрик, шахт и портов, о 10 тысячах контрактов Huawei для построения корпоративных сетей 5G на 6 тысячах автоматизированных заводах, журнал пишет, что «ограничения Байдена на высокопроизводительные чипы, программное обеспечение и машины, которые их производят, никак не замедлили стремление Китая к доминированию в четвертой промышленной революции — применении искусственного интеллекта в производстве, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и логистике».
По оценке журнала, проблема в том, что США и Китай по-разному подходят к использованию искусственного интеллекта. В то время, когда американские компании тратят триллионы долларов на применение ИИ в потребительской сфере и сфере развлечений, Китай сосредоточился на автоматизации рутинной работы.
«Китай стал первой страной в мире, которая выделила спектр в диапазоне волн 6 ГГц для услуг 5G и 6G, чтобы заложить основу для продвижения мобильной связи и промышленных разработок в стране. Благодаря этим усилиям, Китай в 2023 году стал мировым лидером в крупнейшей производственной отрасли — автомобилях — с мировыми продажами в $3 млрд».
Журнал приводит и конкретный пример проигрыша конкуренции со стороны западных компаний:
«Volkswagen, когда-то самый продаваемый бренд в Китае, снизил объем годовых продаж до 3,2 млн единиц в 2022 году с 4,2 млн до пандемии. Таким образом, преимущества 5G2B и искусственного интеллекта очевидны: более дешевая промышленная продукция, более эффективные порты, развертывание автоматизированных транспортных средств и так далее».
И опять же: «Ограничения США на экспорт технологий в Китай, похоже, не остановили и даже не замедлили развертывание приложений ИИ, которые имеют наибольшее стратегическое значение».
И это не пустые слова. Сейчас на Западе всерьез озабочены глобальным проигрышем Китаю по части автомобилестроения. В нынешнем году Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей, обойдя Японию и Германию. На долю КНР приходится треть мирового производства автомобилей (25 млн штук), и из этого числа третью часть уже составляют авто на новых источниках энергии, которых Китай выпускает столько, сколько весь остальной мир. То есть Запад только готовится к «зеленому переходу», а Китай уже его осуществляет. По оценкам специалистов, китайские автокомпании продадут в текущем году за рубеж рекордное число автотранспортных средств — 4 млн штук. А к 2030 году на государственном уровне поставлена цель — 8 млн. Агентство Bloomberg пишет, что США пропустили взрывной рост китайского автоэкспорта. Там не ожидали, что на мировом авторынке так стремительно появится новый лидер.
В западных аналитических центрах не на шутку обеспокоены тем, что Китай в ближайшие годы захватит ключевые автомобильные рынки и вытеснит с них признанных мэтров автомобилестроения. И это происходит как раз благодаря более высокой автоматизации процессов, начиная с разработки и кончая доставкой товара потребителю, что радикально удешевляет конечный продукт. Общеизвестно, что автоиндустрия — сгусток и показатель развития технологий, производства и общего уровня развития страны. Так что же тогда ожидает другие отрасли промышленности и сегменты рынков? Тотальная китаизация?
А теперь об ограничениях по части чипов и их производства, на которые делали ставку в США, пытаясь «замедлить Китай». Это все также оказалось малоэффективно. По данным аналитиков американской фирмы Strider Technologies, более 30 000 работников европейских технологических компаний за последние двадцать лет переехали в Китай, прихватив с собой бесценный опыт, свежие идеи и важные технологические ноу-хау.
Среди европейских компаний наибольшее число сотрудников потеряли Nokia, Ericsson, Siemens, Bosch и NXP — в них работают в общей сложности около 950 тысяч человек. Технологиями европейских гигантов завладели китайские Huawei, ZTE, Lenovo, а также принадлежащая китайской Wingtech Technology нидерландская Nexperia.
Эти люди, совместно с китайскими специалистами, рано или поздно создадут чиповую индустрию, превосходящую западную на порядок. Для этого у них есть не только мозги и опыт, а и неограниченные финансовые возможности, которые предоставляет китайское государство.
В США пока не готовы увидеть очевидное. Но премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прямо заявил, что Соединенные Штаты уступают свою гегемонию Китаю.
«Китай стал промышленным центром и сейчас обгоняет Америку», — сказал он, добавив, что непреклонное нежелание последней мириться со сменой власти может привести к серьезному конфликту.
По оценке Орбана, Китай претерпел существенные промышленные изменения за три десятилетия, в то время как Западу потребовалось почти три столетия, чтобы добиться такого же результата. «Нет вечных победителей и вечных проигравших, ни одна нация не может вечно оставаться „на вершине мира“». Следует признать, считает Орбан, что «сегодня вместо американского господства в небе светят два солнца».