Результатом нынешнего саммита членов БРИКС стала итоговая декларация, получившая название «Йоханнесбург-2» и впечатлившая весь мир — в январе 2024 года в организацию войдут сразу шесть стран: Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия.
Да, совершенно очевидно, что все эти страны находятся на разных уровнях политического и экономического развития, и тут же на Западе начались разговоры, что включение в БРИКС таких разнородных стран не сможет сделать организацию мощной. Появились даже ехидные замечания, что это «объединение бедных», хотя очевидно, что новых членов, таких, как ОАЭ и Саудовскую Аравию, «бедными» никак не назовешь. Предсказывались даже проблемы, которые усугубятся с вступлением шести новых стран в дополнение к уже существующим пяти. Но на самом деле в этом усматривается скорее опасение Запада, который пока не понимает, как строить отношения с новым союзом. Хотя там начинают осознавать, что придется считаться с новой влиятельной силой. Ведь с учетом новых членов БРИКС, совокупный ВВП объединения достигнет 37% от глобального, а в странах, входящих в новый союз, проживают 46% населения Земли. Как заявил президент Бразилии Лула да Силва, объединение станет «драйвером нового миропорядка».
Да, все эти страны разные, но объединяет одно — их не устраивает существующий миропорядок. Поэтому один из вопросов, который обсуждался на саммите, — это необходимость расширения представительства в Совете безопасности ООН развивающихся стран. Ведь послевоенное устройство привело к тому, что новый миропорядок оказался в руках США и его сателлитов, и появилась острая необходимость альтернативы сформировавшемуся после 1945 года международному порядку, в котором доминировали США и Европа. Очевидно, что это не устраивает развивающиеся страны, когда из 15 членов Совбеза шесть подчиняются воле Вашингтона.
Перед саммитом в западной прессе много писали, что Индия очень настороженно относится к приему новых членов, опасаясь усиления влияния Китая. Но, как оказалось, и эти противоречия удалось сгладить, ведь лидеры и Индии, и Китая — оба признали на пресс-конференциях, что присоединение сразу шести стран усиливает БРИКС.
Удалось решить даже такой «сложный вопрос», как теперь будет называться новое объединение? Ну, например, БРИКСФУИОСЭ. Да уж, если добавить в аббревиатуру первые буквы новых государств, то получилась бы какая-то абракадабра. Но и этот вопрос решили без всяких проблем, договорились оставить просто БРИКС, потому что это уже узнаваемый бренд. И ведь вновь присоединившиеся страны не стали обижаться: а почему нас нет в названии?
Надо признать, что нынешний саммит проходил в такой благожелательной обстановке, исполненной духом доверия, какая редко бывает между странами со столь разным экономическим, политическим, религиозным и историческим багажом. Объединяет их главное — стремление не давать больше Западу обогащаться за счет ресурсов развивающихся стран и установить справедливый миропорядок.
«Мы все с вами выступаем за формирование нового многополярного миропорядка, который был бы подлинно сбалансированным и учитывал суверенные интересы максимально широкого круга государств, открывал бы возможности для реализации различных моделей развития, помогая сохранять многообразие национальных культур и традиций», — сказал Владимир Путин. Он так же отметил, что БРИКС ни с кем не соревнуется и никому себя не противопоставляет. «Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых самостоятельных центров развития и влияния в мире», — констатировал он.
То есть БРИКС развивается не как враждебный Западу союз, а как объединение стран, имеющих право на свой путь развития без принуждения к ультралиберализму и однополярному миру.
Очевидно, что расширение БРИКС на данном этапе уже до 11 стран выгодно всем членам союза — это позволяет создать общий рынок и устранить препятствия для взаимной торговли, одним из которых является созданная США система взаиморасчетов в долларах. После того, как Белый дом после начала спецоперации на Украине отлучил Россию от долларовых взаиморасчетов, многие развивающиеся страны поняли, что надо уходить от долларовой системы. От контроля США над международной торговлей.
Одной из основных движущих сил новой мировой валюты, которую собирается создать БРИКС, является растущее недовольство гегемонией доллара и то, что Соединенные Штаты используют его в качестве инструмента политического и экономического принуждения. С началом украинского конфликта тенденция к дедолларизации вновь набрала обороты, особенно после того, как США запретили российским банкам использовать SWIFT и заморозили около $300 млрд валютных резервов РФ. Из-за этого шага многие государства начали опасаться, что Вашингтон будет и дальше применять свою денежную единицу как оружие против любого, кто не захочет подчиняться диктатуре Западе.
Другой причиной для дедолларизации является сама американская экономика. При 132,3% номинального ВВП в марте 2021 года госдолг США остается на рекордно высоком уровне. Кроме того, повышение процентных ставок и текущий «кризис потолка долга» в стране побудили многие развивающиеся государства искать альтернативные резервные валюты из-за опасений по поводу облигаций, номинированных в долларах.
Возможно, именно поэтому центральные банки в последнее время рекордными темпами наращивали резервы золота: Сингапур (51,4 тонны), Турция (45,5 тонны), Китай (39,8 тонны), Россия (31,1 тонны) и Индия (2,8 тонны), все эти страны купили больше всего золота за первые два месяца этого года.
Между тем, база данных COFER (Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserve) Международного валютного фонда сообщает, что доля доллара в мировых валютных резервах упала ниже 59% — и это минимальный уровень за последние 25 лет. По словам ведущего валютного аналитика Стивена Джена (Stephen Jen), доминирование зеленой денежной единицы в качестве резервной за прошлый год ослабевало в десять раз быстрее, чем в последние два десятилетия. Уже проявляются все признаки дедолларизации, и поэтому страны готовятся к появлению новой резервной валюты. Еще в 2022 году во время встречи стран объединения президент Владимир Путин заявил, что БРИКС намерен создать «международную резервную валюту». И вот уже страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) дали задание Министерствам финансов и Центральным банкам своих стран рассмотреть вопрос о возможности запуска платежных инструментов и платформ на основе национальных валют.
«Существует глобальное движение к использованию местных валют в качестве альтернативы финансовых расчетов и альтернативных платежных систем. Как БРИКС мы готовы использовать возможности по улучшению глобальной финансовой архитектуры», — заявил глава ЮАР Сирил Рамапоса по итогам саммита БРИКС, который проходил 22–24 августа 2023 года.
А разместивший в Шанхае свой головной офис Банк развития БРИКС уже расширил круг стран-клиентов, взяв в свой состав Уругвай, Египет, ОАЭ и Бангладеш.
Нет, конечно, это не означает, что будет создана валюта, которой граждане БРИКС станут расплачиваться между собой. Будет создана некая расчетная единица, привязанная к доллару, с помощью которой страны объединения смогут вести взаиморасчеты. Экономическое объединение стран БРИКС позволит им эффективнее развивать совместные трансграничные проекты, финансируя их из банка БРИКС. Ведь на долю развивающихся стран приходится 60% ВВП всех государств, и они хотят развиваться без диктата США. Так почему государства, в которых проживают 85% населения планеты, должны выполнять волю Запада? И они доказали, что не должны, когда отказались следовать в фарватере политики США в российско-украинском конфликте. «Глобальный юг» отказался стать на сторону Вашингтона и включиться в экономическую и политическую блокаду России.
Так БРИКС превратился не только в экономический, но и в политический рупор развивающихся стран. А его расширение стало большой победой России, поскольку показало: времена, когда США и Запад могли руководить всем миром, ушли в прошлое.
И саммит в Йоханнесбурге — это только начало расширения БРИКС, уже 40 государств выразили заинтересованность в присоединении к блоку, в котором видят альтернативу международным организациям, руководимым Западом.