«Рассмотрена также обстановка на Корейском полуострове и ситуация вокруг Украины», — сообщили в Совбезе. Патрушев еще раз подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается в полной поддержке Китая по вопросам Тайваня, Гонконга и Синьцзяна.
По мнению Николая Патрушева, в условиях развернутой коллективным Западом кампании по двойному сдерживанию России и КНР особое значение приобретает дальнейшее углубление российско-китайской координации и взаимодействия на международной арене.
Что касается закрытой части переговоров, то, согласно утечке из Совбеза, отдельное внимание уделено совместному противодействию вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Кроме того, обсуждено российско-китайское военное и военно-техническое сотрудничество. Наверняка в центре разговора была украинская проблема. Ван И приехал в Москву после обширных переговоров на Мальте с помощником президента США по нацбезопасности Джейком Салливаном. Там в основном обсуждались вопросы американо-китайских взаимоотношений, как управлять конкуренцией между двумя странами, не довести дело до конфликта, снизить напряженность.
Но Украина также была одной из тем. Вашингтон требует от Пекина «встать на правильную сторону истории» или по крайней мере никоим образом не помогать России. Тут Ван И не устает внушать американцам (по крайней мере, это следует из официальных отчетов о переговорах), что китайско-российские отношения не подвержены влиянию третьих сил, страны вправе сами определять, что делать. Западные СМИ утверждают, что Китай активизирует свое посредничество по Украине и усиленно пытается найти пути для урегулирования конфликта. Не исключено, что на переговорах с Патрушевым было приоткрыто что-то из мальтийского досье Ван И. Однако понятно, что Китай не будет давить на Москву в этом вопросе, продвигая свою линию. Поражение Запада на Украине по большому счету в интересах и РФ, и КНР.
Характерно, что после стратегических двусторонних консультаций по безопасности Патрушев и Ван И провели еще одни — трехсторонние. Но теперь уже в формате «Россия — Китай — Монголия». На этом этапе к ним присоединился секретарь Совета национальной безопасности Монголии Жадамбын Энхбаяр. Нельзя исключать, что в свете недавнего визита лидера КНДР Ким Чен Ына в Россию этот формат может быть расширен. А почему нет?
Визит Ван И проходит в период многочисленных важных международных мероприятий, в том числе накануне сессии Генассамблеи ООН, на которой США попытаются раскачать структуру и ввести в Совет Безопасности своих союзников. Координация действий Москвы и Пекина в ООН, а также в других международных делах, традиционно была и будет важнейшим направлением работы нашей дипломатии. А посему в первой части своего пребывания в Москве Ван И провел обстоятельные консультации с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его коллегами. Как информировали на Смоленской площади, особое внимание уделено укреплению взаимодействия на международной арене и координации работы в ООН, БРИКС, ШОС, «Группе двадцати», АТЭС и других механизмах.
Любопытно, что китайская сторона обычно называет Ван И главой канцелярии по международным делам ЦК КПК и членом политбюро ЦК КПК, опуская еще одно его амплуа — министр иностранных дел. После ухода бывшего министра иностранных дел Цин Гана, Ван И совмещает эти две должности.
Ему фактически доверена главная роль в реализации внешней политики КПК, китайского государства и председателя КНР Си Цзиньпина. Соответственно, он вправе принимать серьезные решения и брать на себя ответственность.
Поэтому в центре визита Ван И и всех его переговоров была подготовка к визиту в Китай президента России.
«В октябре рассчитываем на обстоятельные двусторонние переговоры президента России Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине в рамках участия главы Российского государства в мероприятиях международного форума «Один пояс — один путь» (ОПОП), — анонсировал новую встречу на высшем уровне секретарь Совбеза.
Детали этой поездки пока не разглашаются, но уже ясно, что помимо участия в мероприятиях ОПОП, главы двух стран проведут обстоятельные переговоры. Нюансы подготовки этих переговоров, а также самой поездки Владимира Путина, наверняка обсуждались и с Патрушевым, и с Лавровым. Китай, хоть и не подписал статут международного уголовного суда, но никаких неожиданностей в визите такого уровня быть не должно. После всех этих обстоятельных обсуждений Ван И встретился с Владимиром Путиным, как это обычно бывает в ходе таких важных визитов, что стало демонстраций высочайшего уровня сотрудничества России и КНР и приоритетов политики двух стран.
Характерно, что председатель КНР Си Цзиньпин фактически отказался от переговоров с американским коллегой, на которые Байден рассчитывал на полях саммита G20. Лидер КНР просто не поехал туда, заодно продемонстрировав свое отношение к этой организации. Кстати, последняя встреча президента США Джо Байдена и его китайского коллеги состоялась на полях саммита G20 в Индонезии в ноябре 2022 года. В мае 2023 года Байден заявил, что следующая встреча с Си возможна, но точные даты пока неизвестны. «Рано или поздно», — отметил он. Выходит, что поздно. По крайней мере, вдвое позднее, чем с Владимиром Путиным, предстоящие переговоры с которым будут уже вторыми в текущем году.