Будут ли израильтяне проводить наземную операцию? Так они ее уже проводят, может, пока не такую масштабную, как прогнозировали, но в нее втягивается все большее количество войск ЦАХАЛа. Стратегическая идея израильтян, как я понимаю, — разрезать войсками сектор Газа и провести сначала полную зачистку северной части. У правительства Нетаньяху нет другого выхода. Ведь если ее не проводить, то арабский мир и Иран решат, что Тель-Авив ослаб, и это может подтолкнуть их к вооруженной агрессии против Израиля. Кроме того, арабская улица поймет, что патрон Израиля, Вашингтон, уже не тот, и это может привести к дальнейшей агрессии со стороны арабов и дальнейшему расширению влияния Ирана.
Ведь если Тель-Авив начнет проводить полномасштабную наземную операцию, это сильно ударит по самому Израилю и Соединенным Штатам, достаточно посмотреть на массовость пропалестинских демонстраций в Европе и самих Штатах, не говоря уже про развивающиеся страны. Теперь мир замер в тревожном ожидании: ограничится ли этот конфликт только Ближним Востоком или превратится в масштабную Третью мировую?
Став после распада СССР гегемоном на Ближнем Востоке, Белый дом создал там свой порядок, который и привел к нынешней совершенно тупиковой ситуации. Расплачиваться за этот порядок сейчас приходится и израильтянам, и палестинцам.
После войны 1991 года в Персидском заливе против Саддама Хусейна, во время которой Штаты продемонстрировали свою мощь, была собрана Мадридская мирная конференция, сформировавшая новый порядок в регионе. В ней участвовали представители Израиля и арабских стран. А Иран не пригласили. И тогда тот в пику организовал встречу антиизраильских сил, сближаясь с ХАМАС и Исламским джихадом, к которым до этого совсем не тяготел. Считая себя ведущей державой в регионе, Иран решил показать, что без него порядок, который хотят тут установить американцы, не пройдет. Он явно требовал учитывать его интересы. Но американцы опять посчитали, что в состоянии единолично решать ближневосточные проблемы.
Дальше наступило 11 сентября 2001 года, атака на башни-близнецы в Нью-Йорке и последовавшее за этим вторжение в 2003 году в Ирак. Американцам казалось, что свержение Саддама продемонстрирует военную силу США и создаст предпосылки для демократии на всем Ближнем Востоке. Ведь там до сих пор существует только одно демократическое государство Израиль — союзник США.
После этого исламский мир счел Америку своим врагом. Штатовская «блестящая победа» привела к тому, что Иран, который воевал с Ираком несколько лет, усилился. И вторжение в Афганистан в 2001 году, затянувшееся на 20 лет, привело к тому, что это опять-таки поспособствовало усилению Ирана, который решил перехватить знамя защитника мусульман. А когда после 20 лет войны в Афганистане США бежали оттуда, оставив горы вооружения, в арабских странах сильно засомневались в мощи Штатов и их армии.
В итоге, благодаря «умелой» политике американцев, Иран улучшил свое стратегическое положение, что встревожило Саудовскую Аравию и прочие страны Персидского залива. Далее при Трампе Штаты в 2018 году вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) — соглашения, которое выработала «шестерка» посредников, а именно: США, Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия. Это привело к тому, что Иран возобновил свою программу по созданию ядерного оружия.
Для замены СВПД администрацией Трампа были разработаны «Авраамовы соглашения», которые предусматривали двусторонние договоры о нормализации отношений между Израилем и Марокко, Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами и Суданом. Но надо признать, что эти государства и так не враждовали с Израилем, и никак не решали палестинскую проблему.
Пришедшая на смену администрация Байдена, похоже, пошла тем же путем, поддерживая правительство Израиля, которое все более уходило вправо, наращивая количество поселений и конфликтов вокруг священной для всех мусульман мечети Аль-Акса. Но американцам казалось, что надо убедить саудитов присоединиться к «Авраамовым соглашениям», и мир на Ближнем Востоке под американским патронажем установится на века. Взамен Саудовской Аравии пообещали американскую гарантию безопасности и помощь в ядерной программе. Администрация Байдена уже предвкушала свою геополитическую победу, забыв о Палестине. Но последняя, понимая, что если один из ее главных спонсоров — саудиты — подпишут «Авраамовы соглашения», то о ней могут забыть, выключив из мировой политики, устроила жестокое нападение 7 октября на Израиль с очевидным подтекстом: без нас все ваши решения — ничто.
И вот сейчас, после обострения конфликта вокруг Газы, «Авраамовы соглашения» с саудитами в таком далеком и туманном будущем, что вообще непонятно, будут ли. Кроме того, у администрации Байдена случился очередной просчет в ее политике на Ближнем Востоке: не получилось оттянуть Саудовскую Аравию от сближения с Китаем. С помощью Пекина Эр-Рияд и Тегеран наладили отношения, что совсем не входило в планы Белого дома.
Так попытка Вашингтона монополизировать мирный процесс на Ближнем Востоке, исключив из него в первую очередь Россию, просто провалилась, о чем свидетельствует все более разгорающийся конфликт.
Нынешняя эскалация на фронте Израиль-Газа еще раз доказала, что построение однополярного мира в нынешних условиях просто невозможно. Достаточно посмотреть на голосование в ООН по палестинскому вопросу, где против Вашингтона большинство стран. Pax Americana — американский порядок, установленный Штатами после Второй мировой, подходит к концу.
Что Штаты получили, единолично управляя Ближним Востоком после распада СССР? Войну в Ираке, Сирии, Судане, Йемене, гражданскую войну в Ливии, полуразрушенный Ливан, ослабленный Египет. Усиление исламских террористических группировок, Иран, который все ближе к созданию атомной бомбы, Израиль, так и не получивший долгожданный мир. Проблему палестинцев, которая все еще не решена.
Все, что может генерировать американская внешняя политика, — это создавать кризисы, а потом пытаться их разруливать, создавая при этом такие ситуации, что на решение их уходят десятилетия и тысячи человеческих жизней.
Что они сейчас могут сделать, чтобы снять острую фазу противостояния Израиль-ХАМАС? Максимум, вернуться на исходную позицию 7 октября, до нападения ХАМАС. То есть опять к точке, с которой начали. Но очевидно, что это опять отложенный конфликт. До тех пор, пока США будут считать, что они по-прежнему вершители судеб всего мира, мира на Ближнем Востоке не будет.
Пока, наблюдая за развитием ситуации вокруг сектора Газа, очевидно, что никто в самом Вашингтоне не знает, что делать дальше. Пока Штаты давят на страны Ближнего Востока, стараясь убедить их не включаться в войну на стороне палестинцев, отправляют в регион авианосцы и морских пехотинцев. А Израиль с каждым новым днем обстрела сектора Газа проигрывает в информационной войне, о чем свидетельствуют многотысячные демонстрации по всему миру, в том числе и в странах НАТО. А вместе с Израилем проигрывают и США. Что делать дальше, как найти выход из этой ситуации, похоже, Белый дом не знает.
И вот уже сам президент Байден говорит о том, что необходим новый миропорядок:
«Я думаю, у нас есть возможность, если мы будем достаточно дерзки и уверены в себе, объединить мир так, как этого никогда не было раньше. Мы провели 50 лет в послевоенном периоде, где это работало чертовски хорошо, но теперь вроде как пар вышел. Вроде как вышел пар. Нужен новый, новый мировой порядок. И Соединенные Штаты могут построить его».
То есть, на самом деле предлагается переформатирование существующего миропорядка, но опять с США во главе. Изменить, ничего не меняя.