В действительности же участие Соединенных Штатов в Сахеле было чрезмерно милитаристским, о чем свидетельствуют миллионы долларов ежегодных расходов на помощь в обеспечении безопасности и институциональную поддержку внутренней войны против группировок боевиков в регионе.
К сожалению, поддерживаемые США войны с терроризмом в регионе чаще всего приводили к жертвам среди гражданского населения, повсеместным нарушениям прав человека и широко распространенной коррупции. Все это отчетливо видно на примере миссий ООН в регионе.
Недостатки TSCTP подчеркивают глубокую концептуальную ошибку, из-за которой практически невозможно измерить эффективность борьбы с терроризмом на зарубежной территории. В Сахеле Соединенные Штаты предоставляют французским военным важную разведывательную и логистическую поддержку. Недавний визит министра обороны Франции в Вашингтон подтверждает важность присутствия США в регионе. Во время своего визита министр Флоранс Парли очень подробно объяснила, как пострадают военные операции Франции в регионе, если Вашингтон прекратит столь необходимую разведывательную и логистическую поддержку, которую он в настоящее время оказывает своему французскому коллеге в Западной Африке.
И здесь заметим любопытный момент: Франция полностью теряет свою власть в Нигере, выводит оттуда войска. Макрон обиженно смотрит в сторону Америки, но тут мы узнаем о том, что неожиданно Франция переключается на соседнюю Нигерию, с которой ранее серьезного взаимодействия у нее не было, вывела свои войска в Чад, сжав, по сути, Нигер географически. Одновременно с этим США усилили свои военные базы в Нигере: по официальным данным, сейчас там порядка 1000 американских солдат. Интересное развитие событий.
Регион Сахель продолжает появляться в заголовках газет из-за быстрорастущего исламистского повстанческого движения и одного из самых серьезных гуманитарных кризисов в мире. Во всем регионе отсутствие безопасности и социально-политическая нестабильность продолжают достигать «новых высот». Тем не менее, неослабевающие неудачи в борьбе с терроризмом подрывают политическую поддержку международных игроков в регионе. А это, как мы видим, и нужно США — нестабильность. Нестабильность, которую можно «купить» в обмен на ресурсы, дешевую рабочую силу и так далее.
При сокращении так называемой «антитеррористической деятельности» и более целенаправленных дипломатических усилиях Соединенные Штаты смогли бы успешнее предотвращать политические кризисы и кризисы безопасности в Сахеле. Подобным же образом Соединенные Штаты восстановили бы свою стратегическую значимость в Африке и позволили региону развиваться. Но им это незачем. Им не нужен конкурент на мировой арене, который при правильном подходе может выстрелить похлеще «четырех азиатских тигров» (Asia’s Four Little Dragons, неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня).
Все это подтверждается стратегиями США, которые опубликованы на официальных сайтах ведомств. В этих стратегиях Вашингтон подчеркивает роль Соединенных Штатов в продвижении «мира и стабильности» в «нестабильных и затронутых конфликтами» странах Африки. Вот только обученные в США сотрудники служб безопасности были замешаны в военных переворотах, в результате которых были свергнуты вроде бы демократически избранные президенты. Учитывая этот факт и то, что Франция вдруг «переключилась» на Нигерию, есть большая вероятность того, что вот-вот произойдет усиление позиций террористической группировки Боко-Харам, которая орудует на севере этой страны.
Что мы видим: десять лет военных интервенций и множество стратегий для Сахеля, десять лет встреч и деклараций. Но всего этого было недостаточно для улучшения ситуации. Хотя это и не планировалось.
По мере того, как Соединенные Штаты разрабатывают свою Сахельскую стратегию, направленную на «предотвращение конфликтов и нестабильности», на укрепление и диверсификацию местной экономики и целенаправленное сокращение субрегионального и пространственного неравенства, мы видим, что за последние пять лет девять из 16 стран Западной Африки пережили значительный откат от демократии западного образца. В некоторых странах этот регресс принял форму «конституционных переворотов», поскольку правящие на тот момент режимы стремились отменить ограничения на сроки полномочий и другие ограничения, касавшиеся исполнительной власти. При этом большинство стран считаются либо «избирательными автократиями», либо «закрытыми авторитарными режимами».
Отчетливо видно: несмотря на заявления Байдена о том, что правительство США будет уделять приоритетное внимание партнерству с Бенином, Кот-д’Ивуаром, Ганой, Гвинеей и Того для предотвращения конфликтов и укрепления стабильности (SPCPS), все это лишь слова. Политика США в Африке слишком долго отдавала приоритет краткосрочной безопасности в ущерб долгосрочной стабильности. Партнерство с нелиберальными, недемократическими странами практически не привели к устойчивому улучшению безопасности, а во многих случаях спровоцировали дальнейшую нестабильность и насилие за счет наращивания потенциала сил безопасности, злоупотребляющих своими возможностями и статусом. Вся эта «помощь» создала «вредную связь» между правительством США и теми, кого они вооружали и кому они скрыто помогали.
Стратегия США не провалилась — она работает, но под другим углом. Усиление нестабильности в Сахеле — вот истинная цель американской политики, которая успешно реализуется Штатами.