Основной посыл Вашингтона в ходе саммита можно сформулировать как желание ограничить присутствие внешних игроков в зоне американских традиционных интересов, которые удерживающе утрачивают Соединенные Штаты. Китай, хотел того или нет Белый дом, никак не участвовавший в саммите и не упоминавшийся открыто Байденом, на самом деле незримо присутствовал. Сдерживать экспансию Китая в ЛАК США пытаются, однако пока им не удается в полной мере возглавить процесс.
Предложенную Вашингтоном новую инициативу «Американское партнерство ради экономического процветания» можно расценить в качестве попытки противопоставить что-то китайским стратегическим предложениям для Латинской Америки, среди которых — проект «Новый шелковый путь», по которому уже пошли более 20 латиноамериканских стран. Это не означает, что при всем при том Соединенные Штаты потеряли контроль, силу и власть над странами Латинской Америки, в том числе и над этой «двадцаткой». Однако есть «но».
Новые предложения Байдена вызвали у многих экспертов понятный скепсис. Прежде всего, бросается в глаза откровенно незначительный объем их финансирования со стороны Вашингтона, особенно в сравнении с той помощью, которую он оказывает сейчас Украине и Израилю, что вызывает неприятие не только из-за творящихся преступлений против мирного населения. И как бы не хотели пропагандисты Белого дома обозначить виновниками Россию или Палестину, у латиноамериканцев есть и глаза, и уши, которые говорят об обратном. В том числе и обида за «потерянные вливания» собственным олигархам.
Но это не все. Акцент новой инициативы на экологическую повестку и соблюдение демократических норм также не воспринимается как инструмент будущих ограничений против тех, кто, по мнению США, их не выполняет. Включение американцами таких требований уже стало стандартным элементом торговых соглашений.
Другой важной темой, педалируемой США, была и остается тема миграции, в которую Белый дом влип по уши. Согласно данным таможенной и пограничной службы, в 2023 финансовом году в Соединенные Штаты прибыло более 3,2 млн человек, включая как людей с легальным статусом, так и тех, кто был задержан за незаконное пересечение границы. Большинство из них были гражданами стран Западного полушария. Более того, в сентябре этого года американо-мексиканскую границу пересекли около 200 000 мигрантов, что установило рекорд по количеству пересечений границы за месяц.
Вашингтон пытается убедить всех в том, что бегут в Штаты из Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. На самом деле они составляют менее трети беженцев. Большинство же — из стран с «демократически-авторитарными» режимами, выпестованными Соединенными Штатами. Но об этом не говорят и не пишут западные СМИ.
И самое забавное: Байден предложил латиносам «разделить ответственность» в миграционной сфере, как будто Мексика, Гватемала, Сальвадор, Панама, Венесуэла, Гаити, Куба, Перу и другие виновны в бедственном положении в их странах.
На том же саммите журналистам так и не дали услышать мнение латиноамериканских участников. Солировал Байден. Затем журналистов вывели и закрыли за ними двери. Можно предположить, что латиноамериканцы от США, как «хозяина», ждали больших инициатив.
Но, как выяснилось, США не хотели, чтобы подавляющее большинство латиноамериканских глав государств высказались — причем даже не против американской политики в отношении Южной, Центральной Америки и Карибского бассейна, к которой уже привыкли за 200 лет Доктрины Монро,— а в отношении израильского апартеида.
США — ключевой фактор внутренних и внешних отношений Латинской Америки, который нельзя недооценивать и с которым не поспоришь, — остается основным торгово-экономическим партнером Латинской Америки, важнейшим источником технологий и инвестиций. Байден пообещал сделать Западное полушарие «наиболее экономически конкурентоспособным регионом в мире». А где они, эти Соединенные Штаты, «короли капусты», были последние 200 лет?
Никуда не исчезли. В Овальном кабинете то республиканцы, то демократы пытались и пытаются безуспешно «осовременить» Доктрину Монро, не меняя ее сути. Причем провально. А доктрина жива и в их сознании, и в их политике. И в реальной жизни Южной Америки.
Инициатива, представленная режимом Байдена как «новая и историческая» для стимулирования экономического восстановления и роста на американском континенте, не является ни исторической, ни новой после Доктрины Монро.
На Девятом саммите Америк, состоявшемся в июне 2022 года в Лос-Анджелесе, США представили эту самую новую версию Альянса за экономическое процветание (APEP), напоминающего Американскую инициативу (EAI), запущенную президентом Джорджем Бушем в 1990 году. Обещая создать «зону свободной торговли, простирающуюся от гавани Анкориджа до Огненной Земли», она на короткое время стала популярна в Латинской Америке, и ее посыл был главной темой первых четырех саммитов Америк с 1994 года. Однако США действовали только в своих собственных интересах, игнорируя законные опасения латиноамериканских стран. В результате Северная и Южная Америки разошлись во мнениях по таким вопросам, как сельскохозяйственные субсидии, и инициатива в конечном итоге провалилась.
Дональд Трамп запустил в 2019 году инициативу «Рост в Северной и Южной Америке», которая на самом деле следовала принципу «Америка прежде всего» и служила американским интересам. От этой инициативы отказались по окончании президентства Трампа.
Вторая попытка администрации Байдена не могла и не смогла улучшить ситуацию в латиноамериканских странах. Но это не мешает Соединенным Штатам уверять, что APEP следует «высоким стандартам», таким как демократия в американском стиле, как политика в области прав человека, защита окружающей среды и прозрачность. Не исключено, что эта инициатива Байдена и его администрации проживет до ноября 2024 года. А потом либо Трамп, либо Десантис придумают очередную ловушку-страшилку для южных соседей по континенту.
Главный расчет в том, что все принимаемые меры должны соответствовать американским стандартам. Если APEP пойдет по стопам своих предшественников и позволит США диктовать все, Латинская Америка окажется в тупике, поскольку многие из так называемых норм не соответствуют местным реалиям.
Использование Соединенными Штатами таких терминов, как «рост», «процветание» и «партнерство», демонстрирует, что Вашингтон полностью осознает стремление Латинской Америки к собственному, а не североамериканскому уважению и развитию. Но дело в том, что это не может произойти по определению. США не позволят.
«Мы хотим убедиться, что наши ближайшие соседи [из Латинской Америки] знают, что у них есть реальный выбор между дипломатией долговой ловушки и высококачественными, прозрачными подходами к инфраструктуре и развитию», — лукаво сказал Байден, объявив о новой инвестиционной программе, направленной на предоставление «миллиардов долларов» странам Латинской Америки и Карибского бассейна в качестве альтернативы сделкам Китая (читай — «долговой ловушке») в регионе.
Ну, у США реально этих денег, чтобы вытащить Латинскую Америку из «долговой ловушки» Китая, нет. Блефуют они и с тем, чтобы посадить в свою «долговую ловушку» латиносов. Это знают точно в Бразилии и Аргентине — а это две крупнейшие экономики Южной Америки, — которые не вошли в APEP, предпочтя БРИКС.
Проблема в том, что у Соединенных Штатов недостаточно ресурсов, чтобы противостоять потоку китайских инвестиций, направленных, в частности, в инфраструктуру, телекоммуникации, цифровые сети и разработку природных ресурсов.
Смогут ли США предложить что-то веское, что поможет развивающимся странам справиться с реальными проблемами и постепенно достичь экономического процветания? Не вопрос. Соединенные Штаты перестали быть страной, ответственной за свои слова, и превратились в болтуна, который предлагает и обещает то, что не может, а главное, не хочет выполнить. Это уже надоело, и скоро может совсем достать мировое сообщество. В том числе — Европу.