Цитата: Новый Читатель от 17.12.2023 10:58:49Резюмирую - если судить по данным примерам, "вывод высокотехнологичных отраслей за пределы СССР" выражался лишь в закупке для нужд флота и народного хозяйства СССР продукции этих восточноевропейских заводов. 
И да, и нет.
1. Про ГДР и ее заводы - ну а почему не использовать? У вас огромная страна с огромной же потребностью в пассажирских вагонах, есть хороший завод Аммендорф, который может эти вагоны сделать. То же самое с пассажирскими теплоходами - если строить самим, надо не только корпуса варить, а делать всю внутреннюю оснастку. Есть свободные средства для таких инвестиций? А тут оно готовое, оставшееся от прежних хозяев.
Да и еще вопрос - а вот эти миллионы человек в Восточной Европе, они что делать будут, если они будут не заняты продуктивным трудом? К каждому солдата не приставишь.
2. А Польше дали возможность научиться делать реактивные истребители (МиГ-15, он же польский LiM-5, по-моему), вертолеты, легковые автомобили (Варшава=Победа в прошлом), грузовые автомобили (Люблин) и т.д. Вот здесь уже было не использование готовых заводов, а помощь в создании собственных.
3. Чехам так вообще дали карт-бланш в развитии собственного машиностроения, в т.ч. оружейной промышленности - теплоходы, тепловозы, грузовые и легковые автомобили и т.д. вплоть до лицензионного производства МиГ-21.
Есть ощущение, что внутри СЭВ была такая незримая градация "лояльности", что ли - кому что можно, а кому что лучше не надо.
Горевать надо весело, тем более, что, судя по всему, горевать придется долго... (С. Юрский)