Суть этой перестройки, как представляется, в отходе от нейтрального и острожного стиля работы к более активному и наступательному, от дипломатии страны третьего мира к дипломатии сверхдержавы, ответственной за судьбы всего мира. Это и период выдвижения концептуальных программ внешней политики и формирования философии внешней политики КНР, основанной на отказе от насилия, учете мнений, консультациях и стремящейся к взаимопониманию.
Совещание подтвердило, что в основе отношений Китая с миром будут и впредь лежать идеи Си Цзиньпина о дипломатии с китайской спецификой в новую эпоху, идея сообщества человечества единой судьбы, идея глобальной безопасности, реализующиеся в том числе с помощью глобальных инициатив КНР типа программы «Пояс и путь», которые будут продолжены.
По словам Си Цзиньпина, Китай и дальше станет формировать обширную сеть партнерства для обеспечения стабильного развития, основанного на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела. КНР также продолжит «принимать все более активное участие в глобальном управлении и играть ведущую роль в реформировании международной системы и миропорядка». Все это будет делаться на основе усиления единого централизованного руководства ЦК КПК во внешней политике и углубления координации работы всех участников этой работы.
Некоторые из главных концептуальных положений расшифровал член политбюро ЦК КПК, руководитель канцелярии ЦК КПК по международным делам и министр иностранных дел Ван И. Например:
«Между сотрудничеством и конфронтацией мы непоколебимо выбираем сотрудничество. Отношения между крупными государствами влияют на стабильность мирового порядка, и Китай всегда считал, что крупные державы должны иметь высокие стремления и нести большую ответственность».
«Мы решительно выступаем против гегемонизма и политики грубой силы, против монополии меньшинства стран в международных делах», — заявил Ван И. Как было сказано на совещании, Китай за «равноправный и упорядоченный многополярный мир, в котором все страны, большие и малые, равны, гегемонизм и политика силы отвергаются, а демократия действительно продвигается в международных отношениях».
Для реализации целей и концепции внешней политики КНР страна сконцентрируется на некоторых основных направлениях, в частности, на развитии международных механизмов, альтернативных ориентированным на Запад структур, то есть имеется в виду дальнейшее укрепление и расширение БРИКС и ШОС, «увеличение представленности и голоса развивающихся стран в системе глобального управления». Не последнее место здесь занимает Россия.
«Мы продолжаем углублять всеобъемлющее стратегическое сотрудничество Китая и России, содействовать развитию и возрождению наших стран, поддерживать движение мира к многополярности и способствовать демократизации международных отношений», — подчеркнул Ван И. Нельзя не заметить, что здесь наши взгляды совпадают.
Еще одно направление — отмена односторонних санкций и отказ от протекционизма и торговых барьеров.
«Мы всегда будем придерживаться принципов справедливости и беспристрастности, выступать за построение равноправного и упорядоченного многополярного мира, претворять в жизнь настоящий мультилатерализм и способствовать демократизации международных отношений», — заявил Ван И.
Особую активность китайской дипломатии можно ожидать в сфере урегулирования международных конфликтов. Как сказал Ван И, Китай намерен «всесторонне обеспечивать справедливость и беспристрастность в глобальной безопасности, активно содействовать примирению, играть конструктивную роль в урегулировании глобальных и региональных горячих точек, таких как палестино-израильский конфликт и украинский кризис».
Какие конкретно события в мире привлекут особое внимание китайской дипломатии? Прежде всего, это выборы на Тайване 13 января с.г., от которых многое зависит в реализации идеи мирного возвращения острова «в лоно родины». Это и выборы президента США в ноябре, которые могут определить вектор развития китайско-американских отношений на предстоящий президентский срок.
От выборов в Европейский парламент в июне в определенной мере зависит состояние отношений КНР-ЕС, которые еще не достигли уровня перезагрузки, состоявшейся между КНР и США. В Пекине будут внимательно следить также за весенними всеобщими выборами в Индии, отношения с которой, несмотря на усилия Пекина, пока остаются сложными.
Можно также предположить, что представители КНР, в том числе председатель КНР Си Цзиньпин, активно будут участвовать в международных форумах, включая саммит G-20, АСЕАН, БРИКС, ШОС и других. Си Цзиньпин свободен от каких-либо электоральных событий в своей стране и может уделить внимание международной повестке.