Кроме всего прочего, за незаконную езду на автомобиле с российскими номерами предусмотрен штраф в размере от 750 до 2000 евро.
Исключения будут делаться для автовладельцев, имеющих привилегии и иммунитет по обязательным для Латвии международным нормам, а также для машин диппредставительств и международных организаций.
Что касается передачи конфискованных авто незалежной, то славные латыши уже «потренировались на кошечках». С февраля прошлого года по этому маршруту уже отправили 271 транспортное средство. Они были по всем правилам изъяты у граждан за вождение в нетрезвом виде. Без разницы — с латышскими или российскими номерами. Примечательно, что общая их стоимость — более 900 тыс. евро. Передача еще 34 машин, которые тянут на 160 тыс. евро, находится в процессе рассмотрения.
На самом деле запрет на въезд автомобилей с российскими номерами в Латвии формально действует уже давно — с 12 сентября 2023 года. Кстати, в тот же день подобный закон вступил в силу и в Литве. Эстония, действуя сообразно национальной черте своих граждан, припозднилась и присоединилась к ограничениям на один день позже — 13 сентября.
Прибалтийские страны объяснили эту меру опубликованной Европейской комиссией 8 сентября директивой о дополнительном разъяснении санкций, введенных в отношении РФ. Согласно этому документу, зарегистрированным в России автотранспортным средствам был если не закрыт, то сильно затруднен въезд на территорию Европейского Союза.
Первой, еще в конце июля прошлого года, начала чудить Германия. Факты изъятия сотрудниками таможенных органов у наших граждан автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ и временно ввезенных в ФРГ для использования в личных целях или транзита, были зафиксированы в Гамбурге, Киле и Любеке.
Государственные органы ФРГ тупо ссылались на санкционный режим ЕС, введенный против России еще в 2014 году. Речь о постановлении 833/2014, запрещающем импорт некоторых российских товаров на таможенную территорию ЕС.
В немецкой версии регламента говорится о запрете импорта и используется термин «Einfuhr». Дословный перевод — «поставка», «доставка» или «перемещение». Однако в других языковых версиях (например, в английской) употреблялся другой термин — «import». Это изначально и привело к некоторой путанице.
В редакции октября 2022 года к регламенту была добавлена статья 3i. Она гласит, что запрещаются «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России» (по перечню в приложении XXI) — если они российского происхождения или экспортированы из РФ.
Перечень XXI включает в себя не только автомобили, но и, к примеру, обувь, ноутбуки, мобильные телефоны.
Германская таможня обнародовала свою версию: «Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со статьей 3i Регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение „ввоз“ фактически охватывает любое перемещение товаров или груза. Эмбарго не предусматривает исключений из запрета. Согласно текущей юридической ситуации, импорт автомобиля запрещен».
Представители таможни дали понять, что трудностей с переводом нет: термин «ввоз», дескать, широк: он «охватывает любое перемещение товаров и груза».
...Вообще-то не грех напомнить, что, согласно правилам ЕС, каждая страна этого объединения вправе самостоятельно интерпретировать общеевропейские санкции. Вот только от прибалтов какой-либо либерализации ждать уж точно не стоит. У них градус русофобии давно зашкаливает.