12.04.2024 15:38Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Генерального секретаря СНГ С.Н.Лебедева в ходе совместной пресс-конференции по итогам СМИД СНГ, Минск, 12 апреля 2024 годаhttps://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1943897/Уважаемые коллеги,
Завершили заседание Совета министров иностранных дел стран-членов СНГ. Это первое из запланированных на текущий год мероприятий по линии уставных органов Содружества. Наша работа была традиционно доверительной, откровенной. Заседание прошло в дружеской атмосфере, было содержательным и продуктивным. Скрытый текст
Хотел бы ещё раз поблагодарить белорусских друзей и лично Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Ф.Алейника за гостеприимство и прекрасную организацию нашей встречи. Одновременно отмечаем (и все сегодня об этом говорили) работу Исполнительный Комитет во главе с С.Н.Лебедевым, который как всегда образцово подготовил проекты документов. Россия председательствует в СНГ в этом году. Наш главный приоритет – обеспечить дальнейшее развитие интеграционных связей по всем направлениям в т.ч. в экономической сфере, в области безопасности и правопорядка, а также на культурно-гуманитарном направлении. Для достижения этих задач был подготовлен масштабный план реализации Концепции председательства Российской Федерации в СНГ. Он включает более 150 пунктов. Сегодняшнее заседание предоставило отличную возможность обменяться мнениями по вопросам международной повестки дня. Большое внимание уделили взаимодействию в сфере безопасности на пространстве СНГ и на евразийском континенте, включая совместную борьбу с различными угрозами и вызовами. В этом контексте были рассмотрены отдельные аспекты сотрудничества в области миграции. Все наши коллеги в ходе выступлений подтвердили свою солидарность с Россией и её народом перед лицом угрозы терроризма, в том числе в связи с отвратительным террористическим актом в «Крокус Сити Холле».
По традиции особое внимание уделили культурно-гуманитарной составляющей нашего сотрудничества. Одобрили проект решения глав государств об учреждении юбилейной медали по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Утвердили решение об объявлении спортивной столицей Содружества в 2025 г. города Гянджа (Азербайджанская Республика), в 2026 г. – города Алма-Ата (Республика Казахстан). Рассчитываем на дальнейшее плодотворное взаимодействие с сопредседателями в СНГ – Киргизской Республикой и Республикой Таджикистан, а также всеми другими партнерами по выполнению достигнутых договоренностей и амбициозных задач, стоящих перед организацией в этом году. Разделяем убеждение в том, что развитие многопланового сотрудничества в формате Содружества отвечает интересам всех его участников.
Будем рады принять наших друзей на следующем заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 7 октября. Важно отметить, что сегодня мы приняли два совместных документа, отражающих общие подходы – «Об обеспечении безопасных условий профессиональной деятельности журналистов» и «О взаимодействии между СНГ и ООН».
Проинформировали наших друзей о том, что для России текущий год будет богат на крупные международные мероприятия не только в рамках Содружества. Упомяну недавно состоявшееся «Игры Будущего» в Казани, в которых приняли участие все страны СНГ наряду с другими делегациями, и Всемирный фестиваль молодежи в Сочи. В июне в Казани пройдут Спортивные игры БРИКС, на которые приглашены все участники СНГ. В сентябре в Москве и Екатеринбурге будут организованы Всемирные игры дружбы. Готовимся принять в России первый международный песенный конкурс «Интервидение». Будем рады видеть наших друзей по Содружеству на этих мероприятиях. Будем работать над тем, что все сегодняшние договоренности вылились в практические проекты документов для одобрения главами государств.
Вопрос: Не так давно политики называли СНГ «клубом для цивилизованного развода». Как бы вы теперь охарактеризовали Содружество?
С.В.Лавров: Если брать такой образ, то в жизни часто бывает, когда люди расстаются, то начинают больше ощущать ценность взаимных связей и острее, чем в браке, понимать необходимость взаимной поддержки. Мне кажется, что ситуация, когда после расставания супруги сохраняют добрые отношения и, подчеркну, начинают их больше ценить, что-то похожее мы сейчас и наблюдаем.
Практически все страны СНГ говорили о важности этого объединения, подчеркивая новый характер, уровень и качество наших взаимосвязей уже не в едином государстве, а в рамках Содружества. Это слово не пустой звук. Оно реально отражает суть нашего объединения.
Вопрос: Вчера наши президенты обсуждали вопросы мирного урегулирования конфликта на Украине. Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко предложил вернуться к проекту «стамбульского договора». Отмечу, что три раунда, которые привели к какому-то результату, проходили на территории Белоруссии. Учитывая, что Украина изначально была готова, возможно ли на нынешнем этапе возродить переговорный процесс? Что конкретно под собой подразумевали «Стамбульские соглашения»?
С.В.Лавров: Речь шла не о конкретном документе как об основе для возможных договоренностей. Проект соглашения, который был готов и был парафирован в Стамбуле, отражал совершенно другие реалии.
Речь шла о принципах, на которых нужно вести диалог. На тот момент киевская делегация была еще договороспособной. Принцип заключался в том, чтобы реально оценить ситуацию, законные интересы друг друга, безопасность в широком плане и заключить договоренности.
К сожалению, принцип, когда стороны напрямую без вмешательства извне ищут взаимоприемлемые решения был подорван в том же Стамбуле. После парафирования документа, отражавшего реалии на тот момент, вмешался Запад (в том числе в лице тогдашнего премьер-министра Великобритании Б.Джонсона) и запретил В.А.Зеленскому окончательно подписывать эту договоренность, заявив, что нужно продолжать войну.
Если сохранится недоговороспособность, которая со всей очевидностью теперь характеризует киевский режим, то трудно представить ситуацию, когда можно будет что-то делать. Вместо прямого диалога, без каких-то ультиматумов Запад навязывает «копенгагенский процесс», готовит конференцию в Швейцарии, на которой (об этом заявлено прямо), они хотят сформулировать и «довести до ума» пресловутые десять пунктов «формулы мира» В.А.Зеленского. Потом «предъявить» это Российской Федерации. То, что это путь в никуда, выражаясь мягко, очевидно любому нормальному политическому обозревателю.
Президент В.В.Путин в очередной раз четко, понятно изложил нашу позицию в ходе беседы с Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко. Мне нечего добавить. Не видим желания ни в Киеве, ни со стороны его «хозяев» вести по-честному дело. Вопрос: Насколько, как Вам кажется, в нынешних условиях есть возможность реализовать китайский мирный план? Мы знаем о том, что идет битва в Швейцарии за то, чтобы Китай принимал участие в этой конференции. Если Китай поставит условие, что наряду с «формулой» В.А.Зеленского начнет обсуждаться и китайский мирный план, мы примем приглашение в Швейцарии, если, конечно, такое приглашение поступит?
С.В.Лавров: Они не собираются нас приглашать. Они откровенно заявили, что сначала нужно оформить «коллективный ультиматум» России. Но это перечеркивает любые шансы на какой-либо успех этой швейцарской «затеи».
Китайский план из двенадцати пунктов и швейцарская формула несовместимы. Швейцарская формула, как я уже сказал, заключается в «подтягивании» всеми правдами и неправдами как можно большего количества стран к ультиматуму в адрес России. Китайская идея состоит в том, чтобы сначала разобраться с системными проблемами в сфере безопасности на нашем общем пространстве, с первопричинами нынешней ситуации на Украине, отражающей долго готовившуюся против нас и в итоге развязанную Западом гибридную войну руками и телами украинцев, а теперь еще и украинок. Только устранив эти первопричины, гласит китайский подход, можно всерьез рассматривать договоренность, которая будет учитывать (еще раз подчеркну) законные интересы безопасности всех сторон. Это примерно то же самое, что мы предлагали еще в декабре 2021 г.: договориться о неделимости безопасности и о том, как она будет воплощена в практических шагах нерасширения НАТО, необходимых гарантиях и всем остальном. Наши инициативы известны начиная с 2007 г., когда Президент России В.В.Путин выступал на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и предостерегал Запад от искушения завоевывать себе все больше геополитического пространства с откровенным антироссийским подходом. Мы это повторяли в 2008 г., в 2010 г. В рамках ОБСЕ договаривались о неделимости безопасности. На высшем уровне Запад брал на себя торжественное обязательство, что ни одна страна, ни одна организация на пространстве Организации не будет претендовать на доминирование. На деле НАТО занималась ровно этим самым доминированием. У Китая и у Швейцарии несовместимые подходы. Швейцарские «инициативы» лишь выполняют «заказ» США и их союзников. Не вижу, как можно поставить в одну упряжку ежа и трепетную лань. Это трудно себе вообразить. Китайский подход абсолютно соответствует нашей общей философии, в том числе в контексте активизировавшейся сейчас дискуссии о том, как обеспечивать евразийскую безопасность на всем нашем континенте: и на его европейской части, и в Центральной Азии, и на Кавказе и в других регионах континента, где неспокойная ситуация и разгораются конфликты.
Вопрос: МИД Великобритании рекомендует своим гражданам воздержаться от любых поездок в Беларусь. Как бы Вы могли это прокомментировать?
С.В.Лавров: Боятся.
Они боятся, что поданные Его Величества увидят, как на самом деле живет Беларусь, какой красивый народ белорусы, а увидев это поймут всю лживость западной пропаганды.
Вопрос: США пытаются помешать интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Обсуждалась ли на СМИД тема вмешательства внешних сил в дела стран-членов СНГ?
С.В.Лавров: Обсуждалась на заседании в узком составе. Все все прекрасно понимают.
США и их сателлиты пытаются вторгаться во все регионы нашего общего пространства, стремятся подорвать договоренности о стабилизации ситуации на Кавказе, в частности на Южном Кавказе. Они не хотят позволить реализацию договоренностей между Арменией и Азербайджаном, которые были достигнуты при содействии России. Они активнейшим образом пытаются внедряться в Центральную Азию. Создают различные форматы, нацеленные против Российской Федерации. Ими публично заявляется о необходимости добиться обеспечения реального суверенитета стран на постсоветском пространстве и чтобы они «вышли из тени Российской Федерации». Такая линия проводится в отношении Молдовы и во многих других точках. Под большим давлением находятся наши союзники и стратегические партнеры, которые сохраняют приверженность всем базовым принципам, на которых зиждется сотрудничество в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Уверен, что в стратегическом плане линия Запада обречена на провал. Они могут путем шантажа, ультиматумов и угроз выбивать какие-то действия, которые не помогают развивать сотрудничество в рамках СНГ. Но это разовые ситуации, не предопределяющие общего движения в сторону избавления от западного диктата. Это процесс исторический. Он касается не только нашего пространства, но и глобальной обстановки в целом.
Отредактировано: Сизиф - 12 апр 2024 21:25:17
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин
Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...
Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.