«Помощь Украине — это настоящее клоунское представление в Конгрессе». Под таким заголовком обозреватель агентства Блумберг Андреас Клут, освещающий вопросы американской дипломатии, национальной безопасности и геополитики, поместил свои скорбные мысли о происходящем. Достаточно привести три примера стенаний либерал-ортодокса. «Трагикомические признаки полного разлада». «Симптомы бывшей сверхдержавы в неостановимом упадке». Во всем виноват Трамп: «Ему кровь из носу подавай хаос на границе, чтобы закатить матч-реванш и побить „слабака“ Джо».
Роль личностей в мизансцене Капитолия огромна. Возникает ассоциативная связь с театральными подмостками, на которых разыгрываются шекспировские драмы. Благообразный, гладкокожий, очкастый интеллигент Майк Джонсон, всем своим видом напоминающий школьного «ботаника», изо всех сил цеплялся за кресло спикера нижней палаты Конгресса США.
Этим и объясняется его кратковременная смена установки на безоговорочную опеку киевских марионеток. Если еще весной 2022 году этот конгрессмен от штата Луизиана бурно одобрял санкции против России и ратовал за ленд-лиз для поставок вооружений ВСУ по упрощенной процедуре, то в качестве новоизбранного главы Палаты представителей Джонсон подыгрывал поначалу укро-скептикам и все более громкоголосым изоляционистам, требующим не тратиться на заморские конфликты, а навести порядок у себя дома.
Майк Джонсон был сильно напуган. Особенно после того, как 16 апреля конгрессмен от штата Кентукки Томас Мэсси присоединил свой голос к требованию Марджори Тейлор Грин (МТГ), ярой трампистки, конгрессвуман от штата Джорджия, отправить спикера в отставку за предательство интересов Республиканской партии. Мэсси раскритиковал Джонсона за безоглядную поддержку выделения миллиардных субсидий Украине и Израилю в то время, как через южную границу идет полноводное нашествие нелегальных мигрантов.
Марджори Тейлор Грин. Фото: AP
В преддверии ломки копий вокруг транша Украине Марджори Тейлор Грин внесла три поправки к проекту решения, составленному спикером Джонсоном. Более того, она предложила, обращаясь к ястребиным союзникам киевского режима в Конгрессе, — хотите помочь, сами отправляйтесь на фронт воевать в ВСУ.
В такой раскаленной добела атмосфере взаимного неприятия и должны были пройти 20 апреля дебаты в нижней палате, где конгрессмены разделились не только по партийному признаку, но и по принадлежности к различным группировкам внутри кланов республиканцев и демократов. Но ветер переменился.
Поначалу Майк Джонсон исходил из того, что в одну упряжку невозможно впрячь горячечных империал-патриотов, радующихся инвестициям в наемнический режим в Киеве для ведения войны с Россией чужими руками, и консерваторами-охранителями, понимающими, что миллионы нелегальных мигрантов размывают фундамент не только благоденствия, но и единства нации.
Тогда Джонсон выступил с рационализаторским предложением: не валить все в одну кучу, не повторить ошибку Сената, утрамбовавшего субсидии Украине, Тайваню, Израилю в один пакет, а голосовать по каждому пункту по отдельности. Жадным до подробностей журналистам спикер поведал, что идея носилась в воздухе, и что его коллеги «действительно хотели бы проголосовать за эти меры по отдельности, а не увязывать их все вместе, как это сделал Сенат».
Добавился четвертый законопроект, подчиненный целям поддержания национальной безопасности, с пикантной деталью. Предлагалось частично отказаться от аттракциона невиданной щедрости и вместо пожертвований начать давать деньги в долг, иными словами, предоставлять кредиты, которые надо будет вернуть.
Компромиссный вариант не всех удовлетворил. Осталось недовольным правое крыло республиканцев. Его активисты настаивали, чтобы обязательным условием предоставления миллиардных дотаций Киеву стало адресованное исполнительной власти обязательство укрепить южную границу с Мексикой, чтобы перекрыть каналы контрабанды живого товара, то есть защититься от нелегальных мигрантов. Марджори Тейлор Грин так прокомментировала инициативу спикера:
«Многие консерваторы очень расстроены тем, как все это происходит. Он (Джонсон) по сути нарушил свое обещание».
Под обещанием подразумевается дух и буква письма, которое Майк Джонсон не так уж давно направил в Белый дом, выставив де-факто ультиматум. Смысл послания был прост: Украина не получит дополнительного финансирования без предварительного проведения масштабных реформ в иммиграционной системе США.
Угроза от «понаехавших» ведь ощущается все отчетливей. Настроения в обществе отражают опросы: 53% считают защиту своего привычного образа жизни, а также личного благосостояния, что подрывается незваными иждивенцами, жизненным приоритетом и прямой обязанностью властей.
Когда тему неконтролируемой иммиграции увязывают с финансовыми вливаниями в войну, ведущуюся про-англосаксонской «анти-Россией» за тысячи миль от берегов Америки, раздаются голоса, что Киеву необходимо отчитаться, на что потратили предыдущие транши. А те конгрессмены, кто более всего огорчены множащимся примерами коррупционного «распила» американских дотаций, даже требовали вызвать на ковер Зеленского.
Однако не случайно реальные вершители судеб американской нации не заседают на Капитолии. На Джонсона, по инсайдерской информации, было оказано мощное давление влиятельными лобби, обслуживающими интересы военно-промышленного комплекса (ВПК) — главными бенефициарами гражданской войны на пространстве Русского мира.
От ультимативной риторики пришлось отказаться. Держащий ухо востро, а нос по ветру Джонсон переобулся на ступеньках Капитолия.
«Я считаю, Си, Владимир Путин и Иран — это ось зла. Я думаю, что они координируют свои действия. Я думаю, что Владимир Путин продолжал бы маршировать по Европе, если бы ему позволили. Я думаю, что он может пойти на Балканы. Я думаю, что у него могут быть разборки с Польшей или одним из наших союзников по НАТО».
Когда Джонсон с трибуны начал вещать в стилистике покойного Джона Маккейна, апостола американской «исключительности», возникло законное подозрение, что он удачно сторговался как с правыми республиканцами, так и с левыми демократами. В любом случае одобрение инвестиций в войну как на Украине, так на Ближнем Востоке, стало очевидным триумфом американского ВПК и Пентагона.
Тем не менее, решение Конгресса США о том, чтобы киевский режим продолжал войну в кредит на основании межгосударственного соглашения, ставит несколько принципиальных вопросов.
На какой срок годности украинской государственности рассчитывают в Вашингтоне? Кто будет обладать легитимностью подписать такое соглашение, если полномочия нынешнего правителя истекут со дня на день? Наконец, чем бывшая УССР, утратившая значительную долю своей экономики, будет расплачиваться по кредитам?
Как гласит американский фольклор: «В Конгрессе — одни богатые. Одни богатые, и потому там. А другие там, и потому богатые». Спикер Госдумы Вячеслав Володин так расценил ростовщическую тактику капитолийских толстосумов:
«Вашингтон лишил Украину будущего. Те деньги, которые дойдут до Киева, придется возвращать. Это долговая кабала, из которой не выбраться».
Выбор конгрессменов в пользу дальнейшей накачки киевского режима оружием побудил колоритного техно-олигарха Илона Маска, не перестающего делать чисто политические заявления, подать голос:
«Мое самое большое опасение заключается в том, что нет стратегии выхода из (украинского) конфликта».
На фоне инвестиций в войну горячую как вклад в войну холодную смотрится решение конгрессменов о принудительной продаже приложения для просмотра коротких видео TikTok, которое принадлежит пекинской компании «ByteDance». Причина очевидна: китайская компания составила достойную конкуренцию американским ай-ти гигантами на их домашнем рынке.
Вызывает ассоциацию с репликой большого писателя Алексея Толстого своему коллеги по ремеслу, совершившему проступок: «Вы как овца, гадите мелко, но часто».