Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Гаити
https://russiaun.ru/ru/news/2220424Трансляция всего заседанияГ-жа Председатель,
Благодарим спецпредставителя Генсекретаря Марию Сальвадор за доклад о положении дел на Гаити. Признательны за выступления исполнительным директорами УНП Гаде Вали и ЮНИСЕФ Катерин Рассел. Приветствуем участвующих в нашем заседании Министра иностранных дел Доминиканской Республики, а также Постоянного представителя Гаити.
Как мы все хорошо видим, в стране развиваются две параллельных реальности. Одна – это бесконечные политические дрязги, закулисные лихорадочные попытки договориться под внешним давлением и с нужными внешним игрокам параметрами. Их итогами становятся соглашения на бумаге, которые много раз переписываются и редко когда исполняются. Вторая реальность – это ужасающая повседневная жизнь простых гаитян, уже привыкших выживать в условиях отсутствия государственной власти и базовых услуг, которые та должна обеспечивать. Реальная власть оказалась в руках вооруженных групп, контролирующих целые районы страны и столичные кварталы. Политический процесс вот уже несколько лет не дает никаких результатов, а действующая администрация полностью себя дискредитировала, в том числе и неспособностью и нежеланием расследовать совершенное почти три года назад при прямом иностранном вмешательстве убийство Президента страны.
Люди устали ждать перемен и берут ответственность за свою жизнь в свои руки, самоорганизовываясь и защищая свои дома. Понятно, что для них всё, что мы обсуждаем здесь, в этом зале, выглядит оторванным от реальности, а СБ – беспомощным и бесполезным.
Реальность также состоит в том, что международному сообществу и Совету пока не удается приоритизировать интересы именно гаитянского народа. Мы постоянно вынуждены отвлекаться на очередные внешне амбициозные политдоговоренности, реализуемость и легитимность которых оставляет большие вопросы. Сейчас чуть ли не панацеей для Гаити нам пытаются подать переходный президентский совет. Скажем прямо, у нас есть большие сомнения, что он организован по лекалам гаитян, а не, как обычно, внешних игроков. Эти сомнения, в частности, подпитываются такими требованиями к его членам, как непременно положительное отношение к иностранному силовому присутствию в собственном государстве. Почему вдруг этот аспект поставлен чуть ли не «во главу угла»?
Убеждены, что учреждение и формирование переходных структур власти в Гаити должно проходить при прямом участии всех гаитянских сторон, без какого-либо вмешательства извне. В противном случае мы попросту совершаем еще один бессмысленный виток, который никак не поможет стабилизировать ситуацию в стране и дать надежду на лучшее будущее ее гражданам.
К сожалению, на протяжении всей своей истории Гаити никак не может отделаться от этого самого внешнего вмешательства. Оно стоило ей и тысячи жизней, и десятилетия нестабильности, и миллиарды долларов, потраченных, например, на выплату вплоть до 1947 года, позорных репараций Франции за свою независимость. Наших французских коллег, выступающих в подобных неудобных для себя случаях за то, чтобы оставить историю историкам, подобная ситуация, похоже, никак не смущает.Однако ее считают неприемлемой сами гаитяне.
Об этом свидетельствует справедливое требование ряда гаитянских НПО к Парижу компенсировать эту сумму и направить ее на развитие и обеспечение безопасности Гаити. Инициатива была недавно выдвинута на Постоянном форуме ООН по проблеме лиц африканского происхождения – площадке, на которой впервые за долгое время в рамках всемирной Организации заговорили об ужасных последствиях многовекового рабства и угнетения народов глобального Юга.
Гаити, безусловно, одна из главных жертв колониального наследия, продолжающая страдать теперь уже и от современных неоколониальных практик, выражающихся в инжиниринге политического ландшафта страны, адресных односторонних санкциях и насаждении внешних, а вовсе не, как нас пытаются убедить, «гаитянских решений».
Одновременно одно всем нам известное государство, которое более 200 лет назад объявило весь американский континент своим «задним двором», и совершило, согласно имеющейся в открытом доступе информации, как минимум 56 военных интервенций в латиноамериканские государства, включая 4 в Гаити, не проявляет никакого реального интереса помогать решать проблемы этой страны.
Оно их скорее усугубляет. Так, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, основной маршрут контрабанды оружия на остров – это поставки из Флориды водным транспортом и малой авиацией. Нелегальный поток не останавливает ни введенное СБ оружейное эмбарго, ни многочисленные запросы Группы экспертов санкционного комитета Совета. В Вашингтоне от них просто отмахиваются как от назойливых мух.При этом, столкнувшись с нынешним существенным обострением ситуации в Гаити, США оперативно эвакуировали своих граждан, одновременно возобновив репатриацию туда гаитянских мигрантов. Очевидно, что их дальнейшая судьба, как и судьба миллионов остающихся на острове людей, американцев попросту не интересует, какие бы красивые речи они здесь не произносили.
Г-жа Председатель,
Туманной остается перспектива реализации наспех продавленного через СБ решения о направлении на остров Многонациональной миссии по содействию безопасности Гаити. Когда более полугода назад через Совет в спешке, с криками о том, что действовать надо безотлагательно, чтобы спасать Гаити, пропихивалась резолюция, благословившая эту неооновскую миссию, мы при голосовании воздержались. Нас не устраивало отсутствие внятной концепции операции, четкого мандата ее финансирования и наполнения личным составом, других аспектов, которые в подобных случаях прорабатываются заранее. Приняв резолюцию и провозгласив с трибуны СБ о том, как они заботятся о гаитянах, закопёрщики этой идеи явно к ней поостыли. В результате миссия не то, что не развернута до сих пор, но и ни один из ставившихся нами вопросов до сих пор не прояснен.
Получится наглядный антипример того, как должен работать Совет Безопасности ООН. Не удивимся, если и через год после принятия резолюции 2699 МСБГ так и не появится на острове. Спрашивается, зачем надо было торопиться и, по сути, обманывать ожидания гаитян? Их, впрочем, особо и не спрашивают, хотят они присутствия иностранных вооруженных сил или нет, как мы это четко видим в случае с упомянутым мною «фильтром», введенным внешними игроками при формировании президентского переходного совета.
Г-жа Председатель,
Нам всем очевидно, что многокомпонентный кризис в Гаити не имеет простых и очевидных решений. В нем слилось воедино много факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Разочаровывает, что те, кто создавал проблемы для Гаити в течение многих десятилетий, не собираются делать работу над ошибками и сегодня. Хотели бы со всей ответственностью сказать, что потакать им Россия не намерена, хоть эта страна и находится в тысячах километров от наших границ. Мы солидарны с простыми гаитянами и будем настаивать на том, чтобы в центре любых планов и схем урегулирования находились именно их интересы, а не интересы внешних игроков.
Исходя из этого, Россия как постоянный член СБ продолжит последовательно выступать за вдумчивое и аккуратное использование мер и инструментов международного воздействия на ситуацию в Гаити, следить за тем, чтобы они приводили к улучшению ситуации в сфере безопасности и правопорядка и стимулировали переход к подлинному и инклюзивному внутригаитянскому политдиалогу, который мы считаем ключом к нахождению долгосрочного решения затянувшегося кризиса в этой стране.
Благодарю за внимание.
22 апреля 2024
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин
Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...
Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.