Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации в Газеhttps://russiaun.ru/ru/news/3240424Трансляция всего заседанияГ-жа Председатель,
Благодарим Старшего координатора Сигрид Кааг за доклад и стремление изыскать возможности для наращивания гуманитарных поставок в анклав в соответствии с резолюцией СБ ООН 2720.
Как известно, мы воздержались при принятии упомянутой резолюции, предусматривающей в том числе создание механизма ООН для содействия доставке гумгрузов в Газу, о параметрах работы которого сегодня идет речь. Причина – отсутствие в этом документе прямого требования о прекращении огня, что является ключевым условием для обеспечения беспрепятственного и безопасного доступа к нуждающимся. Вместо этого в нем фигурирует некое «создание условий» для прекращения насилия в Газе. Мы предупреждали, что такие двусмысленные формулировки будут трактоваться Израилем как «зеленый свет». Именно так это и произошло.
Коллеги, мы уже устали повторять – в условиях продолжающейся уже более полугода военной операции Израиля при всесторонней поддержке США в секторе Газа адекватное оказание помощи населению анклава попросту невозможно. Это же очевидная вещь. Гуманитарщики – безоружные люди. Они беззащитны перед обстрелами. Просто бесчеловечно требовать от них погибать под ударами, в условиях, когда Совет никак не может принудить Израиль прекратить боевые действия.
Хочу напомнить еще об одном важном моменте. Есть логичный, исторически сложившийся алгоритм действий СБ ООН в условиях конфликтов. Сначала требование Совета к сторонам прекратить огонь. Затем мониторинг его соблюдения военными – подчеркну, военными, то есть профессионально подготовленными к этому сотрудниками, – наблюдателями. Затем, если они не допускаются в зону соприкосновения либо констатируют нарушение режима прекращения огня, встает вопрос о мерах принуждения к этому. В частности, о введении миротворческого контингента.
В случае же с Газой вся эта цепочка действий поставлена с ног на голову. И гуманитарщикам, по сути, предложено, жертвуя жизнями, выполнять задачи миротворцев. Коллеги, это же абсурд, к тому же крайне опасный.
Если режим прекращения огня не соблюдается, давайте обсудим конкретные меры, как обеспечить его выполнение. У СБ на этот счет есть отработанные алгоритмы и инструментарий, в том числе и в контексте введения миротворческих контингентов.
Для начала можно было бы хотя бы вернуться к идее более активного подключения Органа ООН по наблюдению за соблюдением условий перемирия (ОНВУП). Его глава Патрик Гоша уже единожды брифинговал Совет и обещал предоставить более подробные сведения о ресурсах, которыми располагает его миссия. Предлагаем снова обсудить этот вопрос.
К тому же израильские власти открыто препятствуют доставке товаров первой необходимости мирным газавитянам. На прошлой неделе мы подробно обсудили ситуацию, в которой сейчас находится агентство БАПОР, такое положение дел просто недопустимо.
Насколько нам известно, гуманитарные агентства ООН, включая БАПОР, поддерживают значительное присутствие на палестинских территориях. Ресурсов у них достаточно, в том числе финансовых. Груженые конвои стоят на переходах на границе с Газой. Весь спектр юридических возможностей для организации поставок гумпомощи, без создания дополнительных надстроек в виде Механизма, имеется. В первую очередь я имею в виду Международное гуманитарное право, включая Женевские конвенции и руководящие принципы из резолюции 46/182 ГА ООН. В этих условиях не считаем нужным устанавливать какой-либо специальный гуманитарный режим для Газы, тем более что он очевидно не сработает, пока одна из сторон твердо нацелена продолжать боевые действия.
В этой связи всем важно признать одну простую вещь – проблема заключается не в наличии или отсутствии какого-либо механизма доставки гумпомощи, а в отсутствии условий из-за интенсивных боевых действий, исключения из которых ЦАХАЛ не делает ни для больниц, ни для школ, ни для гуманитарных конвоев.
Наше твердое убеждение заключается в том, что гуманитарный доступ должен быть предоставлен в соответствии с нормами МГП, а гуманитарным работникам должен быть гарантирован адекватный уровень безопасности и защиты.
В этой связи вновь повторяем: первостепенная задача международного сообщества в лице СБ ООН – обеспечить немедленное и устойчивое прекращение огня. Только после этого можно всерьёз говорить о решении проблем в области продовольственной безопасности, обеспечения санитарии, предоставления образовательных услуг и других жизненно важных сфер.
Мы, конечно, хотели бы верить, что предлагаемый Механизм по доставке гумгрузов изменит ситуацию к лучшему, но это нереалистично в условиях ожесточенных боев и проводимых зачисток. Дело уже дошло до того, что израильские поселенцы устраивают рейды на палестинские деревни, совершают убийства и поджоги. В таких условиях гуманитарщики будут продолжать гибнуть, и «единое окно», которое предлагается запустить в рамках Механизма, едва ли им поможет.
Г-жа Председатель,
Раз уж наша задача сегодня предметно обсудить концептуальную записку по модальностям работы Механизма, позвольте задать несколько вопросов ее авторам.
Главный из них – есть ли согласие израильской и палестинской сторон на применение такого Механизма? Проговаривались ли с ними детали этой схемы завоза гуманитарных грузов? Если да, то с кем конкретно?
Имеются ли гарантии, что израильские власти не будут досматривать грузовики, как они это делают сейчас, и месяцами не давать разрешений на их въезд? Если таких гарантий нет, то какая «добавленная стоимость» данного Механизма? Чем он фактически отличается от нынешних методов работы? Напротив, в таком случае Механизм станет еще одним бюрократическим барьером, с дополнительным проверками и досмотрами.
Еще один принципиальный вопрос – в концептуальной записке речь идет о точках доступа «Керем Шалом» и «Рафах», которые и так худо-бедно пропускают грузы. Почему не учтены другие наземные и морские пункты, в частности, пять контрольно-пропускных переходов на границе с Израилем, временный причал в Газе и порт в Ашдоде?
В документе отсутствует раздел, посвященный взаимодействию сотрудников ООН, которые, как ожидается, будут обеспечивать работу Механизма, с израильской и палестинской сторонами, а также различными агентствами ООН. Говорится лишь о неких ключевых партнерах, соответствующих властях и гуманитарных игроках. Этот момент требует четкого прояснения.
Нам хотелось бы также получить больше информации о коммерческих поставках, которые предлагается осуществлять в рамках Механизма, который должен выполнять по идее сугубо гуманитарные задачи. С учетом того, что такой подход не имеет аналогов и прецедентов, были бы признательны за дополнительные пояснения.
Благодарю Вас.
24 апреля 2024
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин
Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...
Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.