Когда в 2015 году Трамп объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США, Владимир Путин сказал, что Трамп является «талантливым человеком» и «абсолютным лидером президентской гонки». После этого Дональд написал:
«Великая честь получать такие комплименты от человека, которого так сильно уважают внутри его страны и за рубежом».
В 2016 году — это был год президентских выборов, кандидат Трамп говорил:
«Я слышал, что жители Крыма больше хотели присоединиться к России, чем оставаться там, где они были». А на одном из своих предвыборных митингов вообще заявил: «Я скажу, что если мы поладим с Россией, и русские пойдут с нами и выбьют все дерьмо из ИГ (деятельность организации запрещена на территории России — Ред.), меня это устроит».
Такие заявления, конечно, вселяли надежду на то, что став президентом, Дональд Трамп наладит партнерские равноправные отношения с Россией.
Но, как мне кажется, в этой фразе — «если мы поладим с Россией» — ключ к пониманию отношения США к России. Если мы поладим. То есть в его понимании, как и всех президентов США, Россия должна была «приладиться» к политике США, и тогда наступает «мир, дружба, жвачка».
А теперь давайте вспомним, как в реальности складывались российско-американские отношения, когда Дональд Трамп вступил в должность президента США 20 января 2017 года. Как признают все эксперты, отношения тогда были на самом низком уровне со времен распада СССР.
Тогда президент Барак Обама поддержал переворот на Украине, а воссоединение Крыма с Россией признал «аннексией». И именно в ту пору начался марафон санкций против России.
Приход Трампа многие расценили как надежду на улучшение российской-американских отношений.
В ходе первого телефонного разговора избранного президентом Трампа с Президентом РФ Владимиром Путиным 14 ноября 2016 года они оба оценили отношения наших стран как «крайне неудовлетворительные» и высказались о «необходимости активной совместной работы по их нормализации и выведению в русло конструктивного взаимодействия».
Но слова остались словами. Отношения продолжили ухудшаться. И не без помощи предыдущей администрации Обамы, которая обвинила Россию, что она вмешивалась в американские выборы в пользу Трампа. Тем самым для него была расставлена ловушка, он оказался заложником этого обвинения. Как только Трамп захотел (если действительно хотел) улучшить отношения с Россией, его тут же обвинили, что он ставленник Кремля и чуть ли не «агент Москвы». Было инициировано расследование на самом высоком уровне, 35 российских дипломатов выслали, а в 2018 году из Штатов выслали еще 60 российских дипломатов. Россия ответила симметрично.
2 августа 2017 года Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Документ облек в форму закона ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые ранее отдельными указами предыдущих администраций, а также ввел дополнительные. Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать их. В ответ Владимир Путин подписал закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств».
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20, 2017 год. Фото: ТАСС
Далее в обнародованной 18 декабря 2017 года новой Стратегии национальной безопасности США Россия и Китай были охарактеризованы как «ревизионистские державы», которые противостоят Америке, бросают вызов ее процветанию и стремятся подорвать ее безопасность. То есть, как видим, отношения с Россией при Трампе стали стремительно ухудшаться.
Конфликт между Россией и США шел в это время и из-за Сирии. Некая надежда на сотрудничество появилась было по итогам встречи Владимира Путина и Дональда Трампа 7 июля 2017 года в рамках саммита G20 в Гамбурге, когда стороны договорились о прекращения огня на юге Сирии с 9 июля. 11 ноября 2017 года после краткой встречи на полях саммита АТЭС Путин и Трамп выступили с совместным заявлением, в котором высказались за политическое урегулирование в Сирии. Но, высказавшись за политическое решение вопроса, Белый дом опять нанес удар по Сирии.
Подводя итог действиям Трампа во время первого срока, можно сделать вывод: президент, которого обвиняли в том, что он ставленник Кремля, запомнился едва ли не самой жесткой антироссийской политикой.
И вот 2024 год. Отношения между США и Россией хуже, чем во времена Карибского кризиса. Аналитики вообще мрачно пророчат обмены ядерными ударами. Недавно состоявшиеся дебаты кандидатов в президенты США от республиканцев и демократов закончились провалом хозяина Белого дома Джо Байдена. Все предсказывают победу Трампу. Но улучшатся ли после этого российско-американское отношения? Похоже, что нет.
В отличии от первого срока Трампа, когда все были уверены, что может наступить перезагрузка, сейчас большинство экспертов склоняется к тому, что лучше не будет.
На прошедших дебатах Дональд Трамп заявил:
«Я добьюсь того, что этот конфликт между Путиным и Зеленским будет урегулирован еще до моего официального вступления в должность главы Белого дома 20 января (2025 года). Людей убивают, и это происходит столь глупо, столь бессмысленно. Я решу этот вопрос — и я решу его еще до того, как вернусь в Белый дом».
Но главный вопрос, как он себе представляет решение вопроса? По плану команды Трампа, военная помощь Киеву будет остановлена, если он не сядет за стол переговоров. Одновременно США предупредят Москву, что любой отказ от переговоров приведет к усилению американской поддержки Киева. То есть проблему собираются решать в ковбойском стиле. На соперников наводится кольт: если не выполняете мои условия — стреляю. Что вообще похоже на шантаж, поскольку Трамп уже предупредил, что считает мирный план Путина неприемлемым, и заявил, что будет настаивать на разграничении по линии боевого соприкосновения на момент начала переговоров.
Понятно, что поначалу Трамп, если его изберут президентом, займется решением внутренних проблем Америки, но и про Украину не забудет. Из острой фазы российско-украинского конфликта он постарается перевести его в долгоиграющую стадию холодной войны с нарастанием санкций против Москвы и гордо отрапортовать: я остановил войну. Тлеющий конфликт Вашингтону выгоден в первую очередь потому, что ослабляет Европу, лишившуюся дешевого российского газа и прочего российского сырья, и намертво привязывает ее к США. Кроме того, сняв острую фазу конфликта, Трамп может в полную силу заняться Китаем, которого он считает главным врагом.