Напомним: отношения между AES и ЭКОВАС значительно ухудшились в 2023 году. ЭКОВАС приняла жесткие экономические санкции против Нигера и пригрозила военным вмешательством, требуя вернуть свергнутого президента Мохамеда Базума. Хотя санкции были сняты в феврале, отношения между двумя сторонами остаются буквально ледяными. Кроме того, выход трех стран из ЭКОВАС был отчасти обусловлен их обвинениями в том, что Париж «манипулирует блоком и не оказывает достаточной поддержки антиджихадистским усилиям стран региона».
Оценив кризисную ситуацию внутри организации, Бола Тинубу, президент Нигерии и председатель ЭКОВАС, провел 65-й саммит западноафриканского блока 7 июля, буквально сразу после саммита AES. Разумеется, лидеры организации не теряют надежды на скорейшее возвращение трех стран или хотя бы подписание с ними соглашений о свободном передвижении людей, товаров и грузов и/или антитеррористическом сотрудничестве.
Однако шансы на это практически нулевые. По крайней мере, в ближнесрочной перспективе.
Почему же члены ЭКОВАС так боятся потерять Нигер, Мали и Буркина-Фасо?
Тут дело в деньгах и влиянии. Выход трех государств из сообщества может привести к прекращению всех проектов и программ, которые в стоимостном выражении оцениваются более чем в 500 миллионов долларов США. В дипломатическом и политическом плане — изолирует ЭКОВАС на международной арене. Он потеряет поддержку таких блоков, как Африканский Союз, ООН и других подобных организациях. Ужесточаются требования к поездкам и иммиграции, поскольку граждане теперь должны будут получать визы, чтобы попасть в субрегион. Кроме того, они больше не смогут свободно проживать в регионе или открывать там бизнес в рамках экономических возможностей ЭКОВАС, и будут подчиняться национальным законам.
Институционально решение о выходе трех государств-членов приведет к закрытию нескольких региональных структур ЭКОВАС в этих странах. Их потеря стала бы значительным препятствием на пути региональной интеграции и развития.
В ходе саммита ЭКОВАС назначила президентов Бассиру Диомайе Файе (Сенегал) и Фора Гнассингбе (Того) своими координаторами в AES. Причем президенту Сенегала было поручено провести переговоры с лидерами Буркина-Фасо, Мали и Нигером, чтобы попытаться воссоединить регион, стабильность которого оказалась под угрозой после их решения выйти из блока.
Кроме того, на саммите, который длился буквально пару часов, президент Нигерии Бола Ахмед Тинубубыл единогласно переизбран председателем Совета глав государств и правительств Экономического сообщества Западноафриканских государств, что не слишком порадовало общественность стран-участниц. Многие критикуют это решение, поскольку считают работу Тинубу неэффективной.
Причем для недовольства есть основания. Пока Тинубу рассуждает про меры по борьбе с террористами, жители северо-востока Нигерии страдают от их атак. Так, террористы, переодевшись в женские мусульманские платья абаи, похитили 26 человек в штате Кацина.
В то же время Буркина-Фасо, например, не только успешно отражает, но и предотвращает акции террора. Благодаря бдительности Боевых сил Уагадагу, было сорвано масштабное нападение на город Джибо. Все его участники были ликвидированы до начала атаки.
Более того, авторитет президента Тинубу подрывает и экономический кризис в самой Нигерии, которой в этом году придется массово импортировать продукты питания, чтобы облегчить негативное влияние кризиса.
Кроме того, назначение президента Сенегала медиатором является также сомнительным. Молодой политик не имеет ни глубины, ни понимания, ни опыта, необходимых для установления отношений мира, добрососедства и взаимного уважения, которые могли бы способствовать сближению блоков. Не говоря уже о том, что он поддерживает весьма дружеские отношения с Францией, хотя во многом именно из-за нее страны AES покинули ЭКОВАС.
Представляется, что ЭКОВАС ведет весьма странную, непоследовательную и отчасти ребяческую политику в отношении отколовшихся стран. Он демонстрирует то радушие, то резкое охлаждение в отношениях, то грозит несостоятельными экономическими санкциями и сюрреалистическими планами военной интервенции, то бесплодно призывает к диалогу. Ясно одно: у организации нет плана действий, нет единства и, как следствие, все меньше шансов удержаться на плаву. Вероятно, ее ждет та же учесть, что и Сахельскую пятерку, которая после выхода из неё Мали (2022 г.), а затем Нигера и Буркина-Фасо (2023 г.) благополучно почила в бозе.
Но откуда же такая смелость у стран AES? Присутствие китайских инвестиций и, что еще важнее, российских частных военных компаний (ЧВК) обеспечило этим отколовшимся государствам определенный уровень безопасности, а также влияния на континенте и а регионе.
Будет ли эта новая конфедерация процветать — поживем-увидим, но, учитывая международный политический ландшафт, вряд ли она вернется в ЭКОВАС. По крайней мере, в ближайшее время. А там, возможно, уже и некуда будет возвращаться.