Понятно, что китайскому руководству, которое прикладывает немало усилий на миротворческом треке, важно было показать результат. И оно устами официального представителя МИД КНР Мао Нин поспешило заявить, что Украина готова к переговорам с Россией. Нельзя сказать, что это было преувеличение, — так ситуацию видят китайские товарищи.
Позже сам Кулеба объяснил, в чем тут дело. Вроде бы он говорил про переговоры, но на определенных условиях при уважении территориальной целостности Украины. Все это вызвало сумятицу и недопонимание.
Так готова ли Украина к переговорам или нет? Требуются пояснения.
Китайская сторона тоже за переговоры и за территориальную целостность, это ее неизменная позиция. Но дело в том, что ведь определённая часть Украины уже не является де-юре ее частью в связи с проведенными референдумами на «новых территориях» и юридической процедурой вхождения в Россию. А на остальную территорию незалежной вроде бы никто всерьез пока не покушается, если не принимать в расчет виды Польши на Западную Украину. И Китай вполне может на каком-то этапе согласиться с этим взглядом на вещи, и это тоже будет соблюдением территориальной целостности.
Ну а пока член политбюро ЦК КПК, руководитель канцелярии по иностранным делам ЦК КПК, министр иностранных дел КНР Ван И продолжает посредническую миссию своей страны. В контексте переговоров с украинским коллегой он заявил, что «в последнее время и Украина, и Россия в разной степени подали сигналы о готовности к переговорам. Хотя условия и время для переговоров пока еще не созрели, однако Китай поддерживает все усилия, способствующие осуществлению мира, готов продолжать играть конструктивную роль для прекращения огня и войны и возобновления мирных переговоров». Китай обеспокоен гуманитарной ситуацией на Украине и продолжит оказывать Украине гуманитарную материальную помощь, отметил глава внешнеполитического ведомства КНР.
В общем, судя по этим словам, речь идет о трудном пути к переговорам, и Китай готов по нему идти. Но визит Кулебы показал, что Китай теперь уже точно является главным спонсором мирного процесса на Украине.
Можно предположить, что это были полноценные двусторонние переговоры, в ходе которых обсуждались и вопросы двусторонних отношений. Следует заметить, что сотрудничество двух стран именуется в китайско-украинских документах как «стратегическое». Китай и Украина не только поддерживают торгово-экономические отношения, но пытаются их развивать. А Китай имеет виды на участие в послевоенном восстановлении незалежной.
По завершении переговоров Ван И сказал, что Китай и Украина являются дружественными странами друг для друга, установили стратегическое партнерство более десяти лет назад, относились друг к другу с взаимным уважением и равноправием и неуклонно развивали взаимовыгодное сотрудничество.
По его словам, Украина является одной из первых стран, которые поддерживают и принимают участие в совместном сотрудничестве «Пояса и пути». В последние годы Китай выступает крупнейшим торговым партнером Украины и крупнейшим импортером ее сельскохозяйственной продукции.
Ван И также особо отметил, что в первом полугодии текущего года наблюдалась тенденция быстрого роста торговли между Китаем и Украиной, что продемонстрировало пространство и потенциал двустороннего сотрудничества. Китайский министр заверил, что
Китай продолжит расширять импорт зерновых культур из Украины, совместно поддерживать бесперебойную работу логистических каналов и международную продовольственную безопасность.
В этом контексте украинскому гостю была предоставлена возможность встретиться с главой администрации провинции Гуандун (той, чей ВВП значительно превышает российский) Ван Вэйчжуном и обсудить торгово-экономические вопросы. Также Кулеба побывал в Сянгане и встретился с главой тамошней администрации Ли Цзячао. Украинский министр имел возможность оценить преимущества передвижения на китайских высокоскоростных поездах. Во время такого путешествия он записал для китайской аудитории видеоприветствие на китайском языке, в котором он благодарит китайцев за поддержку. Выглядит забавно.
Возникает вопрос: так на чьей же стороне находится Китай и чего он добивается? Думается, что неплохо на этот вопрос ответил по итогам переговоров сам Кулеба. Его слова, кстати, наверняка вызовут интерес на Западе.
«Те, кто считает, что Китай будет стоять на стороне России или Украины — глубоко ошибаются и слишком поверхностно смотрят на стратегическое видение Китаем развития ситуации в мире, не только на Украине, — сказал Кулеба украинской „Телевизионной службе новостей“. — Был четкий сигнал о том, что Китай рассматривает двусторонние отношения с Украиной вне контекста их отношений с Россией или наших отношений со Штатами, или войны. Это означает, что у Китая есть четкое понимание, что отношения с Украиной, как с независимой европейской страной, будут отдельным направлением внешней политики Китая. Китай всегда твердо, на протяжении тысячелетий стоял и будет стоять исключительно на позиции интересов своей страны».
С одной стороны, Китаю повезло, он немало выиграл от санкций, которые Запад ввел против России. Например, он занял в России рынки, которые бросили западные партнеры, получил углеводороды по выгодным ценам и так далее. Но, с другой стороны, конфликт препятствует глобальной китайской торговле, ограничивает развитие его проекта «Пояс и путь». В конце концов, современный Китай выступает за мирное сосуществование, против войн и конфликтов. Это также его принципиальная позиция, закрепленная в партийных и государственных документах. Все это, надо думать, Кулеба выяснил в ходе его визита. Так что съездил не напрасно.