Интересно, что новый начальник Генштаба даже не намекает на увеличение расходов на оборону, и исходит из того, что придется готовиться с уже имеющимися у него ресурсами, расчитывать на собственные силы. Этакие идеи чучхе в британской интерпретации.
Как он собирается управлять ситуацией? Прежде всего, Роланд Уокер отметил, что сейчас численность британской армии — 72 500 человек (это меньше, чем во времена, когда Наполеон планировал напасть на Англию в 1798 году). По мнению военачальника, идея о том, что боевая мощь определяется исключительно численностью войск, уже устарела, а значит, надо создать армию из тех, что есть, но такую, которая «могла бы воевать с кем угодно и побеждать... А армия Великобритании — по размеру средняя, но не это важно».
Уокер предполагает, к примеру, подготовить ударную бригаду из 7 тысяч штыков, которая была бы способна уничтожить 18-ю общевойсковую армию России численностью в 20 тысяч.
При этом генерал, опять же, исходит из того, что придется использовать старую технику, поскольку логистические схемы обеспечения и запасы тают, а новые транспортные средства и артиллерийские системы, на которые был расчет, просто не поспеют в войска — их физически не смогут изготовить к упомянутому сроку.
Для начала боеспособность армии предполагается удвоить. Уровень подготовки следует поднять до такой высоты, чтобы войска могли держать ситуацию и, естественно, побеждать, в течение трех лет, а к концу десятилетия боевую мощь следует даже утроить.
Откуда он взял эти даты? По его разумению, именно к 2027 году Россия сможет перевооружиться как раз-таки с помощью Ирана, Китая и Северной Кореи. И опять же, «вне зависимости от результатов боевых действий на Украине, один конфликт способен сдетонировать в другой». Москва при этом «может почувствовать себя злой и обиженной», считает Уокер.
Перед выборами лейбористы обещали в своем манифесте, что расходы на оборону вырастут с 2,3 процента ВВП до 2,5. Сейчас, придя к власти, они начали генеральную проверку состояния своих вооруженных сил, которая должна закончиться к середине следующего года. Но уже сегодня стало ясно, что в армейском бюджете наличествует огромная брешь и, может быть, расходы увеличить не получится.
Тем не менее, для британской армии уже заказаны новые бронемашины и артиллерийские системы для сухопутных войск. А главный перерасход идет за счет Королевских ВВС и Королевского флота. Во время кампании лейбористы обещали построить четыре новые атомные субмарины. А высокопоставленные военачальники опасаются, что правительство может отказаться от программы производства истребителей Tempest, которая оценивается в 12 миллиардов фунтов стерлингов, а эти деньги направить на модернизацию в других сферах.
Новый премьер Кир Стармер пока темы истребителей шестого поколения не касался, поскольку в программе участвуют еще и Италия с Японией, а участие самой Великобритании до сих пор под вопросом.
«Время не на нашей стороне и мы не можем позволить себе ничего не делать, — заявил на той же конференции генерал-лейтенант Майкл Элвисс, командующий армией, — Если мы хотим создать самую смертоносную армию в Европе, нам надо закупать умные боеприпасы, то есть ракеты с большим количеством боеголовок, и огромное количество эффективных беспилотников, без которых, как оказалось, современная война невозможна».
Предыдущее правительство консерваторов планировало сократить армию с 82 тысяч человек до 73 тысяч. Оказалось, немного даже перестарались, и численность личного состава перевалила ниже цели. Она сокращается с каждым месяцем, поскольку идет какая-то массовая волна увольнений в запас, а волны подписания новых контрактов пока не наблюдается.
Это обеспокоило партнеров Британии по НАТО, поскольку они считают, что армия все же должна быть многочисленной. Для сравнения: под французским флагом сейчас стоят 110 тысяч бойцов.