Перед нами — тот редкий случай, когда американские партнеры по диалогу об обмене результативно поработали на сплочение российского общества и героизацию подлинных патриотов и, в первую очередь (вот ведь парадокс), офицеров наших силовых ведомств.
Спасать рядового Райана Штаты, конечно же, мастера. Однако журналист Эван Гершкович и бывший морской пехотинец Пол Уилан, которых осудили за шпионаж, — проходные фигуры, вряд ли способные вызвать аналогичный шквал эмоций у сограждан. Сам Гершкович, пытавшийся собирать секретную информацию в Екатеринбурге, это отлично понимает, поэтому в собственноручно написанном заявлении попросил интервью у президента Путина. Смышленый парень: Райану не хочется и после обмена ходить в рядовых. Но скорее всего, придется, потому что, как не раз бывало, спустя время после таких обменов США без стеснения признавали: да, обвиненные в шпионаже американцы имели соответствующие задания от спецслужб. Кроме того, работающие под журналистским прикрытием шпионы затем обычно просто исчезают из профессии.
Очевидно невыигрышной позицией для Штатов стало то, что в этот раз россиян меняли на граждан России. И дело не в том, что американским властям и их союзникам надо придумать, чем занять в будущем целую ватагу оппозиционеров, которую им, кажется, передали по принципу «пять старушек — рубль». Как комментируют это западные источники, США недвусмысленно продемонстрировали, что делают ставку на предателей.
Разведчиков и шпионов меняли множество раз. Но для России нынешний обмен несопоставим с теми, что были раньше.
С февраля 2022 года в условиях СВО такие нравственные категории, как верность своей стране, патриотизм, и, наоборот, предательство приобрели глубочайший конкретный смысл для многих людей. Западные идеологи и пропагандисты десятилетиями старались убедить россиян, что наша страна «в мир негожа», и соображения личного комфорта, помноженные на якобы имеющиеся изъяны в «свободе и демократии», де-факто освобождают человека от необходимости иметь моральный долг перед своей страной.
И что же наблюдает в прямом эфире вся страна? На Родину вернулись люди, в большинстве своем находившиеся под присягой и выполнившие свой долг до конца. Очевидно, что нашим «возвращенцам» на Западе предлагали весьма заманчивый «набор предателя»: гражданство, место в программе по защите свидетелей, смену имени, комфортное жилье, нормальную зарплату — все, что получил в свое время Скрипаль и еще некоторое число подобных ему господ. Прямо мечта релоканта!
А самый главный выбор для восьми россиян был между жизнью на свободе и вычеркнутыми из жизни годами в тюрьме. Они его сделали: не дрогнули, не предали, сохранили достоинство русского человека, а кто-то — еще и честь русского офицера.
Вадима Красикова, который застрелил чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, уничтожившего десятки российских военных и мирных жителей, вели в самолет в шлеме и наручниках. Американцы наверняка посчитали это удачной пиаровской находкой. Неважно, что Красиков явно не собирался вырываться и бежать назад, в берлинскую тюрьму. Смотрелся «пиаровский ход» как несусветная глупость американцев, ведь вели не убийцу или садиста, а «ликвидатора», устранившего именно палача и садиста.
Западные источники утверждают: Олаф Шольц категорически отказывался обменивать отбывающего пожизненный срок Красикова. Можно представить, какие аргументы шли в ход. От таинственной истории возможной ликвидации в Испании летчика-предателя Максима Кузьминова до обещаний президента Владимира Путина, что укронацистов, повинных в массовых убийствах мирных граждан и наших бойцов, ждет неминуемое возмездие. Тяжело было Шольцу согласиться вернуть России человека, который фактически олицетворяет мрачный конец жизни неонацистских украинских упырей.
Выступая в аэропорту с заявлением по поводу обмена заключенными между Россией и странами Запада, немецкий лидер отметил, что никто не воспринял это решение легко.
«Это трудное решение было принято совместно с заинтересованными ведомствами и коалицией после тщательных консультаций и размышлений. Это было осуществлено благодаря решению федерального прокурора воздержаться от исполнения приговора и последующей депортации», — печалился и оправдывался федеральный канцлер.
Он объяснил, что Берлин руководствовался обязательством защищать своих граждан, а также помнил о солидарности с Вашингтоном. Шольц рассказал, что после обмена у него состоялся разговор с президентом США Байденом, который поблагодарил немецкую сторону за сотрудничество.
По некоторым данным, Шольц упирался целый год, и разговор на эту тему с Байденом был далеко не первым.
Вообще в возвращении наших людей на Родину — множество сюжетов и нюансов. Например, это прямое доказательство: уникальный институт нелегалов, гордость нашей разведки, по-прежнему существует, работает и держится на людях, для которых интересы Отечества важнее материального вознаграждения и личных благ. Сцена встречи семейной пары Анны и Артема Дульцевых оказалась не менее сильной, чем встреча Штирлица с женой.
И то, что в аэропорту освобожденных ждал российский президент, было очень правильно и тепло.
Впрочем, дедушка Байден также приехал на авиабазу Эндрюс поприветствовать помилованных американцев. Но не зажег, прямо скажем.
Обмен — это всегда очень хорошо, это милосердно и в интересах людей, идёт ли речь о полковнике ФСБ, хакере или осужденном иноагенте. А время сейчас такое, что лидерами общественного мнения в России становятся не популярные некогда шоумены, не оппозиционеры с паспортами Британии, США и Израиля в кармане, а серьезные и, главное, преданные своей стране люди.
Восемь человек фактически вернулись домой тоже из-за ленточки. Пусть другой. Вернулись непобежденными.