Скандальные новости привлекли внимание премьер-министра Энтони Албаньезе, который прокомментировал начавшееся расследование:
«России необходимо прекратить вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств. Россия может получить сигнал и отступить. Россия занимается шпионажем здесь и по всему миру».
Российская сторона, в свою очередь, обвинила Австралию в разжигании очередной антироссийской кампании. А посольство РФ в Канберре пообещало рассмотреть возможность оказания консульской помощи. Кроме того, в российском диппредставительстве отметили, что цель этой кампании заключается в том, чтобы отвлечь австралийцев от многочисленных провалов политики правящей Лейбористской партии.
Кстати, в июле, примерно за год до очередных выборов (они должны быть проведены не позднее 27 сентября 2025 года), рейтинги Албаньезе упали до нового минимума и составили 40%. Впрочем, результаты опросов показывают приблизительно схожие цифры и для его оппонента, Питера Даттона из Либеральной партии.
В дипломатической перепалке между Австралией и Россией нет ничего экстраординарного. В силу географической удаленности Австралии может сложиться впечатление, что она не слишком активна на международной арене, однако это не так. Несмотря на то, что формально она не является членом НАТО и вроде бы не примыкает к условному лагерю коллективного Запада, Канберра занимает активную антироссийскую позицию в связи с проведением специальной военной операции.
В 2022 году австралийское правительство согласовало несколько пакетов санкций против российских органов власти, финансовых институтов и представителей бизнеса, а также запретило экспорт глинозема и алюминиевых руд в Россию.
На прошедшем в июле в Вашингтоне саммите НАТО Австралийский союз объявил о выделении Украине нового пакета военной помощи в размере $170 млн (250 млн австралийских долларов). За предыдущие два года общий объем помощи достиг почти миллиарда долларов США, составив $910 млн.
Как заявил Албаньезе на коронации британского монарха Карла III, Австралия считает себя крупнейшей по размеру предоставляемой помощи сторонницей Украины среди стран, не входящих в НАТО. Подобно государствам Запада, Канберра выражает намерение продолжать поддержку Киеву и в будущем.
Причины австралийской политики в отношении украинского кризиса напоминают причины, которыми руководствуется Канада. В первую очередь, это, конечно же, тесные военные и экономические связи с США. Для поддержания взаимовыгодных отношений Канберре, как и Оттаве, нужно двигаться в фарватере американского старшего партнера. Другим мотивом служат небольшие, но политически активные украинские диаспоры в обеих странах, составляющие около 3,46% в Канаде и 0,14% в Австралии.
Разразившийся скандал указывает на еще одну интересную тенденцию. В 2018 году в австралийский уголовный кодекс были внесены поправки. Согласно пункту 8 раздела 91, если лицо совершает преступление, попадающее под категорию «шпионаж», от имени иностранного принципала, в сотрудничестве с ним, за счет его финансирования или под его контролем, наказанием станет тюремное заключение сроком на 15 лет. Супруги Королевы стали первыми, против кого заведено уголовное дело на основании поправок от 2018 года. Первыми, но не последними, если учесть повсеместный тренд искать тех, кого можно обвинить в иностранном, в первую очередь, российском, а также китайском «вмешательстве».
Странное совпадение: за два дня до того, как супруги Королевы якобы предприняли попытку кражи данных австралийского военного ведомства, произошел другой инцидент в киберпространстве — якобы с участием Китая. Австралийское правительственное агентство по кибербезопасности обвинило хакерскую группу в краже паролей и имен пользователей из двух неназванных австралийских сетей в 2022 году с целью передачи Министерству государственной безопасности КНР, добавив, что эта группа по-прежнему представляет угрозу. В Пекине, кстати сказать, никак не прокомментировали ситуацию.
Речь идет о так называемой группе ART40, которая по информации стран Запада, существует с 2013 года и которую многократно обвиняли в краже коммерческих тайн, интеллектуальной собственности и другой ценной информации. В публикации этого заявления Австралию поддержали Агентство по кибербезопасности и защите инфраструктуры США (CISA) и ряд других стран, включая Канаду, Германию, Великобританию, Япония, Южную Корею и Новую Зеландию.
Может показаться странным, что во главе «борцов за чистоту киберпространства» оказалась именно Австралия, хотя и США, и Южная Корея, и Япония, а также ряд других стран, не испытывающих в настоящее время симпатий к Пекину и Москве, располагают более серьезными ресурсами в этой сфере. Ответ, вероятно, надо искать в ее Стратегии кибербезопасности на 2023-2030 годы. В документе опасения Канберры сформулированы следующим образом: «За последние 18 месяцев миллионы австралийцев пострадали от разрушительных кибератак. В среднем каждые 6 минут сообщается
об одном киберпреступлении, и только программы-вымогатели ежегодно наносят ущерб экономике Австралии на сумму до $3 миллиардов».
Поэтому Стратегия определяет целью стать «мировым лидером» в области кибербезопасности в указанные сроки. Неясно, какие реальные меры, помимо предъявления претензий хакерам или поиска шпионов будут приняты, и чем это поможет жертвам мошенников, но последние события указывают на то, что правительство Албаньезе постарается осуществить свои грандиозные планы.
Правда, борьба с КНР как предполагаемым источником кибератак представляется более проблематичной для Австралии, чем противодействие России. Москва и Канберра никогда не были в достаточной степени близки. Например, товарооборот между ними в 2021 году составил $975 млн, а в 2023 упал до $8,61 млн. Между тем, этот же показатель между Австралией и Китаем в 2023 году, наоборот, увеличился на 9,8%, достигнув $230 млрд. Для достижения заявленного лидерства Канберре придется маневрировать в своих отношениях с Пекином. Его значимость как торгового партнера сложно переоценить, и вновь портить недавно восстановленные отношения будет совсем невыгодно.