Ранее не увенчались успехом аналогичные усилия консервативной партии ГЕРБ и проевропейской коалиции, состоящей из двух партий — «Продолжаем перемены» и «Демократическая Болгария».
Президент Радев предоставлял право попытаться сформировать кабинет исключительно политическим игрокам, ориентированным на европейскую интеграцию. А вот партия «Возрождение» (14% голосов и четвертая позиция в парламенте), которая является наиболее последовательной русофильской силой, оказалась вне зоны его интереса. Зато «политический гном» («Есть такой народ». Ау, где он?) был удостоен и безуспешно «попыхтел», стремясь уговорить основных «монстров» из проевропейского лагеря войти с ним в коалицию. Ясно, что это была откровенная профанация.
По Конституции у Радева после июньских выборов было всего три попытки с помощью вошедших в Народное собрание сил сколотить исполнительную власть. Он их использовал. Эффект — ноль. Теперь его задача — в очередной раз назначить и.о. премьер-министра, который сформирует технический кабинет, и после этого озвучить дату очередного парламентского голосования.
«Сейчас я веду переговоры с кандидатами на пост временного премьера, некоторые находятся за пределами страны. Надо серьезно относиться к каждому варианту, потому что их крайне мало», — заявил глава государства.
По его словам, страна переживает последствия неудачных изменений в Основном законе, которые имеют разрушительный эффект и делались в угоду Брюсселю.
«Эти изменения возвращаются бумерангом к своим создателям. Самая большая проблема в том, что они подрывают основы парламентаризма и ряд важных институтов в государстве — Народное собрание, Болгарский национальный банк, Счетную палату. Нам должно быть ясно, что профессионализм больше не может быть ведущим критерием при назначении руководства этих важных институтов, каждая партия будет искать человека, который ей удобен и лоялен», — в сердцах заявил Радев.
При той политической чехарде, что царит в Софии, у народных избранников плохо получается создавать устойчивые правящие коалиции. Поэтому значительную часть времени страной руководили технические правительства, назначенные президентом. Сменялись премьеры и министры, которые делали ставку не на преемственность курса, а гнули свою линию. Поэтому понятно, что Болгарию лихорадило.
Последний технический кабинет, например, буквально накануне своего роспуска разрешил военнослужащим национальных вооруженных сил участвовать в операциях НАТО по оказанию помощи Украине в сфере безопасности и обучения на территории других стран. В постановлении отмечается, что тем самым Болгария демонстрирует свою приверженность поддержке Киева, а также «готовность отстаивать евроатлантические ценности и проявлять союзную солидарность к общим усилиям по поддержке мира и безопасности».
Не отстает и разношерстный парламент, который явно бежит впереди паровоза.
Несколько дней назад, например, был принят в окончательном чтении закон о переходе на евро как национальную валюту. Все расписано «от и до». В течение месяца в стране сохранится режим использования двух валют на равных условиях — болгарского лева и евро. В конце переходного периода лев должен почить в бозе и выйти полностью из обращения. Цены на товары и услуги продолжат указываться в двух валютах в течение года. Болгарский народный банк будет обязан обменивать болгарские денежные знаки на евро в неограниченном количестве и без взимания оплаты за услугу.
Загвоздка в том, что дата введения евро остается неизвестной, ее должен утвердить Совет Европы.
Ранее Болгарское национальное телевидение со ссылкой на источники в Брюсселе сообщало, что страна не выполнила все необходимые критерии перехода на евро и не сможет присоединиться к еврозоне до 1 января 2026 года. Это, как минимум, на год позднее ранее ожидаемого срока.
...А тем временем президент Радев определился и разыскал временщика. Он поручил зампреду Счетной палаты Горице Гранчаровой-Кожаревой сформировать правительство. Она должна представить его состав до 19 августа. Кабинет будет работать до выборов. Наиболее подходящей датой для них Радев считает 20 октября. Героическая женщина! Мало кто согласится взвалить на себя такую ношу, пусть даже всего на два месяца.