При более детальных подсчетах выясняется, что это, конечно, правда, но не совсем. Доля этого импортного мяса составляет 1,6 процента от всего европейского животноводства. То есть все это, получается, не более, чем вброс лоббистских сельскохозяйственных групп?
В дни заседаний G-20 в Рио французский президент не терял времени и встретился практически со всеми участниками процесса. Он еще на своей пресс-конференции заявил, что Франция никогда не подпишет договор «ЕС — Меркосур» в том виде, в котором он существует сейчас, как бы его не проталкивали на «двадцатке».
Позицию Франции поддержали Польша (с оговорками), Ирландия, Австрия, Румыния и Нидерланды. Италия тоже на подходе — итальянская ассоциация сельхозпроизводителей Coldiretti направила премьеру Джордже Мелони обращение, в котором расписана скорая кончина итальянского сельского хозяйства в случае прихода на рынок фермеров-латинос. А вот Испания, что удивительно, кстати, которая тоже столкнулась с похожими протестами своих фермеров, напротив, выступила за скорейшее подписание соглашения.
А вообще, кто-то от этого договора в Европе выиграет? Есть такие? Еще как! Оно же не только про сельское хозяйство. Крупный бизнес потирает свои потные ладошки, как говорится. В первую очередь заработают европейские ключевые отрасли: автомобилестроение, текстиль, фармацевтика, химпром... И это еще первые ряды.
Эксперты и начальство Еврокомиссии никогда не скрывали, что сельское хозяйство — в принципе, разменная монета в соглашении «ЕС — Меркосур». В этом будущем гигантском общем рынке будет 800 миллионов рабочих мест, а годовой оборот составит от 40 до 45 миллиардов евро.
«Если посчитать в мировом масштабе, то договор больше выгоден все же Евросоюзу, — считает экономист-международник Максим Комбэс. — Я бы цинично назвал это соглашение „Мясо в обмен на машины“, во всяком случае, мы идем к этому».
Автомобильная промышленность — итальянская и немецкая — выиграют от соглашения совершенно точно. Еще в 2019 году Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA) аплодировала возможному соглашению, поскольку для них открывается новый огроменный беспошлинный рынок.
Сейчас, когда между США и Китаем, при новом мандате Трампа, наверняка начнется тарифная и таможенная война, рынок электроавтомобилей, да и начинки для батарей — лития, кобальта и графита, — вырастет, по подсчетам экспертов Еврокомиссии, на 114 процентов. Ну это при самом лучшем раскладе.
А больше, чем вдвое — для любого бизнеса игра уже стоит свеч. И это только автопром. Расчеты экспертов ЕС по другим отраслям ( выгоды для них соглашения) вообще впечатляют. Фармацевтика и химия наварят 47 процентов. Электроника — 149, а текстиль и готовая одежда — держитесь! — 424 процента. Медовый месяц настанет, конечно, у немецкой промышленности, которая готова поставлять беспошлинно в Латинскую Америку хоть всё без остатка.
«Мир действительно изменился. Нам очень нужны дополнительные договоры о свободной торговле», — заявил канцлер Германии на саммите «двадцатки» в Рио.
Кстати, по тем же подсчетам, в случае заключения соглашения, страны Латинской Америки потеряют, конечно, много рабочих мест. В Бразилии реально существует своя фарма, производство автомобилей или сборочное производство самолетов. Но там кто это считает в Брюсселе...
Вообще на таком уровне достижения соглашений действуют общеевропейские правила. Фон дер Ляйен объявила, что уже готова выложить проект договора на стол переговоров. Там есть два решения.
Первое — это существующий «Договор о торгово-политическом сотрудничестве». Он принят в 1999 году и предусматривает ассоциацию при голосовании. В этом случае все 27 государств дважды одобряют документ. Сначала в Европарламенте, а потом голосованием своих депутатов в национальных ассамблеях — собраниях — парламентах — генеральных штатах — и где еще там хотят, и что там у них есть.
Второе — Брюссель имеет право разделить повестку голосования пополам. Да, возможно такое. Политические котлеты отдельно, экономические мухи — туда. Так Евросоюз поступил в 2014 году при голосовании за Соглашение СЕТА, между ЕС и Канадой. И вот тогда договор «ЕС — Меркотур» может протиснуться бочком по частям.
Для того, чтобы Франция добилась блокировки этого соглашения по любым двум сценариям, ей необходимо убедить 4 страны ЕС, но при условии, что эти страны представляют 35 процентов населения Евросоюза. Хитро.
Французские дипломаты трудятся над этим заданием в поте лица, и особенно они работают на нидерландском и итальянском направлениях, а вскоре уже и на польском. Уже даже министр сельского хозяйства Италии Франческо Лоллобриджида (внучатый племянник, я уже загуглил), объявил, что «в нынешнем виде договор ЕС — Меркосур неприемлем».
В принципе, Франция может даже сама противостоять в Европарламенте этому законопроекту при условии, что все фракции, где присутствуют французы, объединятся и проголосуют против. Но это совершенно непонятное противостояние. Франция, получается, защищает всего несколько секторов своего сельского хозяйства и при этом готова блокировать позиции общеевропейского благосостояния.
Если честно, французские фермеры — давно убитая государственными дотациями ветвь производства. Без бюджетных вливаний — ну, правда — они не выдерживают конкуренции. И не во всех случаях виноваты эти крестьяне — туда затащила их политика господдержки, формировавшаяся десятилетиями. Лично видел фермеров, у которых нет ни коз, ни коров — только папки с отчетностью о пособиях французского государства или ЕС и, в лучшем случае, там у них грибы растут на участках. Но эти парни готовы протестовать даже и за это.