Борьба за власть и эскалация конфликта между президентом Луисом Арсе и бывшим президентом Эво Моралесом в правящей партии уже привели страну к серьёзным потрясениям. Моралес призвал министров и послов уйти в отставку, чтобы они «не стали соучастниками худшего правительства в истории». Это не привело ни к бегству, ни к кризису правительства Арсе.
Чего не скажешь о ситуации в стране. В результате этой амбициозно-политической конфронтации экономика Боливии начала быстрое падение. Финансовый дисбаланс представляет угрозу экономической безопасности, а также создает препятствия для интеграции на региональном пространстве и увеличивает риски для макроэкономической стабильности. Отсутствие своевременных решений усугубляет проблемы, порождает неуверенность в настоящем и беспокойство о будущем. В своем заключение Всемирный банк подтвердил, что его прогноз роста для Боливии составляет всего 1,4% в 2024 году.
Конституционный суд Боливии пару недель назад постановил, что бывший президент Эво Моралес не может вновь баллотироваться на пост президента страны, поскольку он уже «отслужил» максимальное количество сроков — два. А реально — три, когда его уличили в мошенничестве (frauds) и когда ему помогли покинуть страну. Теперь его обвиняют еще и в насилии над несовершеннолетней девочкой, что Моралес пока не опроверг и не подтвердил.
Моралес, возглавивший движение против правительства своего бывшего протеже, продемонстрировал огромную способность к мобилизации крестьянских масс, но не смог заручиться поддержкой силовых структур, и теперь из-за собственных амбиций рискует своим многолетним лидерством в партии, которую может и, видимо, даже готов развалить.
Кстати, Эво вышел из среды производителей коки, из листьев которой уже не крестьяне на подпольных «фабриках» готовят кокаиновую пасту (кстати, безвредную), которую отправляют в Колумбию, а теперь и в некоторые другие страны на химзаводы, производящие известный наркотик кокаин.
Кока — сорняк, растущий сам по себе, не требующий физических затрат, дающий средства к существованию бедным крестьянам, для которых следить за кокой проще и доступнее, чем, к примеру, выращивать кукурузу или рис. И в Боливии, и в Перу и в Колумбии крестьян приучили выращивать коку и для правительства, и для партизан, и для наркомафии. И все эти три силы работают в одной связке. В дураках остаются крестьяне.
Но вернемся к политике. Итак, Моралес решил вновь стать президентом страны. Арсе это пришлось не по душе. Но он, насколько я понимаю, попытался объясниться. Не получилось.
Эво Моралес начал ожесточенное соперничество со своим бывшим союзником за выдвижение в своей ныне разделенной правящей партии на пост президента Боливии и за контроль над судебной системой страны.
Моралес прибег к проверенным методам. Его сподвижники в октябре блокировали автомагистрали, перекрыв транспортное сообщение между тремя крупнейшими городам. Захватили три полицейских участка и три военных гарнизона, а сам Моралес объявил голодовку.
Кто пострадал? Сотни грузовиков с продуктами, экспортными товарами и топливом застряли на дорогах. Бизнес-гильдии потерпели убытки, которые министр сельского развития Ямил Флорес оценил в 970 миллионов долларов — астрономическая сумма для бедной страны третьего мира.
В Ла-Пасе и других городах не хватает мяса, цены выросли многократно, усугубив экономический кризис, от которого страдают только простые боливийцы. На прошлой неделе производители выбрасывали на улицу цветы, молоко, овощи и фрукты, которые сгнили из-за блокады. Многие пострадавшие от блокады относятся к малоимущим слоям населения, которые традиционно поддерживали Моралеса.
По данным исполнительной власти Боливии, в 2024 году протесты сторонников Моралеса, уже нанесли стране убытки на сумму 4 миллиарда долларов, инфляция по состоянию на октябрь составила 7,26%.
Ситуация усложняется с каждым днем и побудила социальные, деловые, политические и религиозные круги выступить с заявлениями, призывающими лидеров «Движения к социализму» прекратить борьбу, а государство расчистить дороги — при этом не только автомобильные, но и политические.
Борьба за власть между президентом Луисом Арсе и бывшим президентом Эво Моралесом, скорее всего, откроет двери оппозиции. Противостояние между Эво и Лучо даст шанс правым. «Ослабление позиций Моралеса и Арсе, внутренние разногласия в MAS открывают двери для либеральных и консервативных сил, потенциально позволяя им прийти к победе на выборах 2025 года после двух десятилетий в оппозиции», пишут американские газеты и агентства.
Будущее Боливии, шансы Арсе или Моралеса, скорее всего, будут зависеть от экономики, а еще больше — от помощи союзников: России, Китая или США, которые могут выступить в качестве кредиторов в последней инстанции. Шансы, что Россия сейчас окажет такое содействие, вряд ли велики. Китай с большей вероятностью гарантирует экономическое развитие во благо боливийцев. США смогут предложить только «аргентинскую бензопилу».
Есть еще вариант. Президент Боливии Луис Арсе в беседе с RT прокомментировал получение его страной статуса партнера БРИКС. По его словам, встреча в Казани «еще раз подтвердила, что существует альтернатива тому, что рассматривалось как однополярность. Теперь мы видим, что можно сформировать другой блок, другой набор стран, которые готовы действовать по-другому. Таким образом, чтобы обеспечить развитие для всех», — подчеркнул Арсе.
Это уже вызвало раздражение в США. Готовая занять Белый дом администрация избранного президента Трампа нашла смену боливийским «социалистам», и теперь только ждет, когда они «перегрызут друг другу глотки».
Ситуацию спас традиционный праздник боливийских Анд Todos Santos («Всех Святых») и приближающееся Рождество Христово. Демонстранты ушли с дорог, потому что положено праздновать Todos Santos вместе с душами, возвращающимися в мир живых, чтобы поделиться едой со своими близкими. Боливийцы накрывают праздничные столы с вкусными блюдами и напитками, чтобы поприветствовать своих предков, попросить их молитв и защиты у бога.
А там как бог даст!